В современном русском обществе немало людей, взволнованных перспективами развития культуры и словесности. В нашем литературном клубе «Чайка» - все. Вместе стремимся сохранять лексическую чистоту языка. Одно из направлений работы клуба - изучение новых изданий, словарей, особенно с обилием цитат из литературных произведений.

Поблагодарю, прежде всего, моего знакомого, Юрия Сычева, и его супругу, держащих книжный магазин на чудовском рынке: за известия о новых изданиях, за советы в предпочтении приобретений и за доставку книг.
Вот у меня в руках - «Самый полный словарь крылатых слов и выражений. Происхождение, толкование, применение». Его автор - М.С Галынский (М., «Рипол классик», 2009). «Состоит из более чем полутора тысяч фраз, выражений и слов, прочно вошедших не только в русский, но и в другие европейские языки... Все они доносят до нас сквозь огромные напластования веков дух, обычаи, колорит разных исторических эпох, помогая нам понять образ, мышление и традиции культур, порой уже и не существующих...»; «... в конце издания справочный раздел поможет быстро найти информацию об исторической персоне». Это - о содержании - словами автора издания. Страниц - несколько сот; я интуитивно решила посмотреть, есть ли строки Г. Р. Державина, Н. А. Некрасова, Г.И. Успенского. Есть! Да еще, какие мудрые, непреходящие... Написанные сотни лет назад, они звучат так современно, и (нехороший эпитет напрашивается) «злободневно». Да еще как подумаешь, что ведь это в наших окрестностях «созревало» ... Почему же не уходит в пустое «бичевание»?! Ответ прост, как правда: настоящее ощущение ответственности гражданина и патриота, борьба за судьбы Родины, за нравственное обустройство общества.
Дадим же слово великим сподвижникам!
- «Бывали хуже времена, но не было подлей!» Из поэмы Н.А. Некрасова «Современники».
«Вот приедет барин – барин нас рассудит». Так говорят те, кто уповает лишь на мнение вышестоящих, не пытаясь решить проблему самостоятельно. Из стихотворения Н. А. Некрасова «Забытая деревня».
«Дело прочно, когда под ним струится кровь». Из стихотворения Н.A. Некрасова «Поэт и гражданин».
«И дым Отечества нам сладок и приятен». Слова Чацкого из комедии А.С. Грибоедова « Горе от
ума»: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен». А.С. Грибоедов перефразировал строку стихотворения Г.Р. Державина «Арфа»: «Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен».
- «Правилу следуй упорно:Чтобы словам было тесно, мыслям просторно». Из стихотворения Н.А. Некрасова «Форма. Подражание Шиллеру».
- «Эх! Эх! Придет ли времечко,
Когда (приди,желанное!..)...
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого –
Белинского и Гоголя
С базара понесет!»
Эти строки из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в 19 веке вошли в русскую публицистику как одна из самых распространенных цитат. А сейчас вновь, как это ни печально, они стали весьма актуальны в России. Нынешний книжный рынок, почти как 135 лет назад, заполнен невысокого качества «лубочной» литературой.
Словарь содержит также справочный раздел: библиографические сведения об упоминаемых персоналиях.

Словам должно быть тесно, а мыслям просторно
Первоисточник - стихотворение «Форма. Подражание Шиллеру» (1879) N. А. Некрасова (1821-1877):
Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям - просторно.

Обычно приводится как основное правило ораторского искусства - в немногих словах сказать очень многое.
Используется: также в шутливой форме как совет быть кратким, лапидарным.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Словам должно быть тесно, а мыслям просторно" в других словарях:

    Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …

    Деловое общение: речевая культура - Речь сотрудников любой организации в деловом О. должна соответствовать требованиям гос. правового статуса и нормам цивилизованного, служебного и делового О. Правило нормативной вежливости обязывает всегда соблюдать требования соответствующих… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Великий князь, генерал адмирал, председатель Государственного Совета, второй сын императора Николая Павловича и супруги его императрицы Александры Федоровны, родился 9 сентября 1827 г., умер 13 января 1692 г. С раннего детства великий князь… … Большая биографическая энциклопедия

    - (ок. 46 ок. 127 гг.) философ, писатель и историк, из Херонеи (Беотия) Высшая мудрость философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели. Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино. Начальником… … Сводная энциклопедия афоризмов


Эта заметка предназначена исключительно для мудрых христиан, взыскующих духовных сокровищ православных подвижников древности. Представляем вниманию читателей подборку из нескольких великолепных […]


Эта заметка предназначена исключительно для мудрых христиан, взыскующих духовных сокровищ православных подвижников древности.

Представляем вниманию читателей подборку из нескольких великолепных афоризмов и поучений, принадлежащих Святым Отцам нашей Матери-Церкви. Надеемся, что через них каждый из вас обретёт пользу в развитии своей души и интеллекта!

Св. Амвросий Медиоланский о человеческом достоинстве:

“Не будь сам низкопоклонным, и не допускай других унижаться пред тобой и льстить тебе: первое есть свойство человека хитрого и коварного, а последнее - тщеславного и гордого.”

Св. Иоанн Кронштадский о том, зачем человеку Церковь:

“Церковь - земное небо: доколе я в церкви и сердечно участвую в богослужении - занимаю душу богослужением, молитвою, чтением или пением, дотоле я, как на небе, весь парю любовью к Богу, к небожителям, каюсь, умиляюсь, проливаю слезы, сочувствую всему человечеству, особенно единоверным братьям и сестрам; а когда удаляюсь из церкви, я подвергаюсь искушениям страстей: раздражению, гневу, чувственности, зависти, гордости, неприязни, лености мысли и чувства, - словом, делаюсь мишенью, прицелом для всяких искушений бесовских. Церковь - ограда безопасная для всех преданных ей чад; вне церкви я - добыча врагов или место уязвления для невидимых стрельцов. Как необходима для христианина церковь, ее богослужения, поучения, таинства руководящие! Мы все так слабы, грешны, беззащитны сами по себе, так нужна нам помощь, защита”.

Св. Амвросий Оптинский о том, как избежать осуждения:

“Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь.”

Св. Иоанн Златоуст о равенстве мужчины и женщины:

“Будь внимателен к самому себе. Жена, если она добрая, бывает твоею помощницею. А что, если она недобрая? Сделай ее доброю. Разве у других не были жены и добрые и злые, чтобы ты не имел предлога к оправданию? Какова была жена Иова? Напротив Сарра была доброю. Укажу тебе на жену худую и злую. Не повредила мужу жена Иова. Она была худа и зла и советовала ему богохульствовать. Что же? Поколебала ли она эту крепость? Сокрушила ли этот адамант? Преодолела ли эту скалу? Поразила ли она этого воина? Ниспровергла ли этот корабль? Исторгла ли это дерево? Нисколько. Она нападала, а крепость делалась более твердою; она воздвигала волны, а корабль не утопал, но плыл спокойно; плоды дерева были обрываемы, а само дерево не колебалось;листья падали, а корень оставался твердым. Говорю это для того, чтобы никто не ссылался на злобу жены. Худа она? Исправь ее. Она, скажешь, лишила меня рая. Но она возвела тебя и на небо . Природа одна и та же, но душевное настроение различно. Худа жена Иова? Но хороша Сусанна. Бесстыдна египтянка? Но скромна Сарра. Ты видишь ту? Посмотри и на эту. И из мужей одни злы, а другие добры. Иосиф был прекрасен, но старшие его (братья) бесстыдны. Видишь ли везде зло и добродетель, происходящие не от природы, а получающие отличительные свойства свои от душевного настроения? Не представляй мне предлогов к своему оправданию!”

Св. Серафим (Чичагов) о терпении и постоянстве:

“Не забывайте же, братья и сестры, этой заповеди Христовой и Апостольской. Всякое дело сначала трудно, но когда навыкните, то познаете, как сладко Имя Господне! Св. апостол Павел не стал бы нас обязывать молитвою, если бы это было крайне трудно и невозможно. Будемте телом работать и в это время духом молиться! Внешний наш человек пусть исполняет свои житейские дела, а внутренний пусть будет весь посвящен на служение Богу…”

Св. Нектарий Эгинский о счастье:

“Насколько заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это… Счастье – это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: “Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом” (2Кор. 6:16) . Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо – Самого Бога!”

Св. Иоанн Златоуст об осуждении священноначалия:

“Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога… Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду. Прошу, убеждаю
и умоляю отстать от дурной привычки порицать духовных начальников. Священникам, о которых говорим худо, мы нисколько не повредим не только тогда, когда говорим ложь, но хотя бы и правду, а себя мы губим.”

Св. Иоанн Лествичник о природных талантах:

“Кто возносится естественными дарованиями, то есть остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротой разума и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ, ибо неверный в малом – и во многом неверен и тщеславен.”

Св. Антоний Великий об общении с праведными людьми:

“Человек, входящий к продавцу благовоний, заимствует приятный запах: и обращающийся с благочестивыми мужами нечувствительно привыкает подражать их добродетелям.”

Св. Тихон Задонский о воспитании в себе любви:

“Дети, обучающиеся чтению, сначала учат буквы, потом учатся по складам читать, а далее и книги читать научатся. Так должно и христианам в христианском учении поступать. Сперва должно научиться добром за добро воздавать, то есть иметь благодарность; потом злом за зло не воздавать, досаждением за досаждение, обидой за обиду и не мстить ни словом, ни делом обидевшему; а далее и врагов любить, и добро творить ненавидящим, и добром за зло воздавать. Это и есть лестница, по которой христиане восходят к совершенству, которое состоит в любви ко врагам.”

Св. Нил Синайский о христианском дружелюбии:

“Человеку надлежит быть существом общительным и дружелюбным, а не одиноким и необщительным, доставлять другим пользу, чем только в силах, возможною попечительностию доказывать свою сострадательность, подражая телесным членам во взаимном их содействии общей пользе.”

Св. Феофан Затворник о цели христианской жизни:

“Главная цель жизни нашей – живое общение с Богом. Для этого и Сын Божий воплотился, чтобы возвратить нам такое богообщение, потерянное грехопадением. Чрез Господа Иисуса, Сына Божия, [мы] вступаем в общение с Отцом и таким образом достигаем своей цели.”

Ещё немного христианской мудрости можно почерпнуть и .

Андрей Сегеда

Вконтакте

Типовой совдеповский двор на окраине такого же типового города. Четыре многоэтажки, составленные в виде прямоугольника. Детская площадка, гаражи, фундамент беседки, песочница, лавочки у подъездов – всё повторяло форму двора, как будто ребёнок, неосознанно копирующий повадки родителей. Иногда казалось, что и люди имели такие же прямолинейные очертания. Нехитрый быт и незамысловатая жизнь делали их похожими друг на друга.

Детская площадка была огорожена сеткой – в сетке обязательный лаз. На площадке постоянно возились с резиновым мячом дети. За ними бегала собака, имя которой можно было угадать с трёх раз – Шарик, Бельчик (как вариант – Черныш) или Пират. Из достопримечательностей – хлебный магазин, будка сапожника и лесополоса за одной из пятиэтажек. Там – тот же аскетичный бедлам. Тутовник и алыча, которая съедалась местной шпаной, не успев созреть, заброшенный колодец, несколько поваленных деревьев. У одного из них расчистили место, наскоро соорудили стол и сделали турник.

По утрам иногда там мелькали физкультурники в динамовских майках и в трико с вытянутыми коленками, а по вечерам пили и гуляли. Чуть позже у этого места появилось название – Скирда, вполне точно отображавшее суть всего там происходившего.

Иерархия зоны; игра в карты – просто так и на деньги; портвейн; земля, усеянная «бескозырками» и осколками от бутылок; девочки; гитара. На смену шестиструнной «развратнице» в середине 80-х пришёл магнитофон – неуклюжий кассетник с многозначительным названием «Романтик». Да, это был романтизм эпохи позднего застоя. Высоцкий, Розенбаум, чуть позже – «Кино», «Наутилус», иногда – «Ласковый май». Под эту музыку теряли невинность и после уже не церемонились со своим телом. Про таких говорили: попал или попала в дурную компанию. Дай бог памяти – Виноградова, Укрáинская, Боговенко … Медсёстры – так их, кажется, называли за глаза. Сколько же новобранцев любви прошло через их заботливые... (так и хочется сказать – руки). Кто из нас теперь вспомнит своих боевых подруг? Да и где они сейчас? Давным-давно повыскакивали замуж и стали для своих благоверных преданными и заботливыми жёнами или сгинули где-то в неразберихе девяностых. А мы?.. Иногда кажется, что и нас нет, что и мы растворились, ушли сквозь пальцы того времени, когда ещё живой Цой допевал свою последнюю песню.

Чтобы словам было тесно

К микрофонной стойке подходит поэт с одухотворённым взглядом, из колонок звучит фоновая музыка, на сцене – лёгкий полумрак. В головах слушателей полумрак не такой лёгкий, но это уже неважно. Высокохудожественно откинутая прядь волос, и начинается священнодейство… Нуждаются ли стихи во всём этом? Почему бы и нет – скажет кто-то – кашу маслом не испортишь. Только поэзия совсем не каша, да и музыка – не масло. И вот начинаются споры: вспоминают бардов, рязановскую «Иронию судьбы» и, в конце концов, разговор упирается в Высоцкого и Окуджаву. Всё это так. Но справедливости ради нужно отметить, что свои стихи они в основном писали как песни, изначально оставляя в тексте место для музыки, которая связывала слова, как раствор связывает кирпичи в кладке. Но нуждаются ли во всём этом стихи как таковые?

Отвечая на этот вопрос однозначным «нет», вспоминается некрасовский посыл – «Чтобы словам было тесно,/ Мыслям – просторно». Именно таковы настоящие стихи.

«Ни одного пустого места, что называется – яблоку негде упасть».

И словам тесно, и мыслям – просторно. Нет в них места для игры, музыки и прочего, потому что они сами по себе уже есть игра, музыка, жизнь, смерть, да что угодно, и добавить туда нечего. Игрой и режиссурой, даже самой гениальной, их можно только деформировать, а значит – испортить. Монотонность голоса, которым поэты читают свои творения, только подтверждает это. Такой манерой они как бы удаляют все препятствия на пути стихотворения от автора к слушателю: один лишь голый текст, и ничего более. Многим авторам, конечно, льстило и льстит, что на их тексты пишут музыку, а чтецы с завыванием декламируют их со сцены. Но существует масса и обратных примеров. Бродский недолюбливал, когда из его стихов делали песни. Чухонцев с недоброжелательностью относился к мхатовской школе чтения стихов, начиная от Качалова и заканчивая Смоктуновским. Интересен в этом смысле опыт Смехова. В одном из телевизионных поэтических проектов он имитировал манеру чтения и голос автора, объясняя это тем, что хочет быть как можно ближе к оригиналу. И в какой-то мере это ему удалось.

Но время не стоит на месте, не стоит на месте и поэт, пытающийся идти с ним в ногу. Стихи, музыка, фото, видео, интернет – всё окончательно смешалось. Эклектика как самоцель. Слушатель (он же читатель) окончательно дезориентирован. Все эти художественные средства очень далеко уводят его от первоисточника и бросают на полпути под культурным забором не солоно хлебавши. Театр закрылся, а чувство голода только усилилось…

Как-то Эккерман похвастался Гёте, что один из его друзей собирается переделать для сцены байроновскую драму «Два Фоскари», на что тот ответил: «…Если в чтении какая-нибудь вещь производит на нас большое впечатление, мы воображаем, что со сцены она произведет не меньшее и что достигнуть этого можно без особого труда. Но мы роковым образом ошибаемся. Произведение, которое автор создавал не для подмостков, на них не уместится, и, сколько ты над ним ни бейся, в нем все равно останется что-то чуждое, что-то противящееся сцене…».

Слово «роковым» Гёте выделил особо.

Уже в незапамятные времена среди жителей древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области древней Греции- Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Нам известно предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: « Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым (победитель всегда приходил со щитом, так как потерять его считалось высшим позором, а тело погибшего в бою воина приносили на щите).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтобы словам было тесно…

Кружок « Русское слово» .

Ф. М. Айзятова, учитель русского языка и литературы Старокакерлинской СОШ Дрожжановского района.

Уже в незапамятные времена среди жителей древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области древней Греции- Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Нам известно предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: « Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым (победитель всегда приходил со щитом, так как потерять его считалось высшим позором, а тело погибшего в бою воина приносили на щите).

Предельным лаконизмом поражают нас древнеримские (латинские) пословицы и афоризмы, например: ex ungue leonem (экс унгвэ леонэм- по когтям узнают льва, т.е. по одному какому либо признаку можно узнать человека.); per aspera ad astra (пэр аспэра ад астра – через тернии к звездам, т.е. преодолевая все невзгоды, к заветной цели); sapienti sat (сапиэнти сат- для умного достаточно, т.е. умный поймет и с полуслова); alea jacta est (алеа якта эст- жребий брошен, т.е. принято бесповоротное решение).

Мы знакомы с удивительным лаконизмом, выразительностью и меткостью народных пословиц, поговорок. Кстати, многие из них остро высмеивают многословие, болтливость: Звону много, да толку мало; Язык без костей; Язык мой враг мой; Лучше ногою запнуться, чем языком.

Чрезвычайно высоко ценили краткость речи все выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А. П. Чехов говорил: « Краткость- сестра таланта». Придавая огромное значение стилистической работе над каждым словом, А.П.Чехов писал: фразу «надо делать- в этом искусство. Надо выбрасывать все лишнее… Надо заботиться об ее музыкальности».

Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно чтобы, как писал Н.А.Некрасов, «словам было тесно, мыслям просторно», - задача нелегкая, но при желании вполне осуществимая. Прежде всего надо научиться избегать элементарных ошибок многословия. Например: в предложении На горизонте появились ледяные айсберги слово ледяные совершенно лишнее: ведь айсберги и есть плавучие ледяные горы.

Игра «Одним словом».

Многословие нередко объясняется неумением быстро подобрать краткое определение какого- либо понятия. Например, ученик пишет: Я очень скучал, потому что никого не было и я был один. А ведь есть очень точное и выразительное слово одиночество: Я очень скучал в одиночестве. В свою очередь, вместо очень скучал можно сказать томился (для книжной, письменной речи) или не находил себе места (для разговорной).

Неясность высказывания часто объясняется неумением быстро подобрать нужное слово, точно характеризующее предмет. Предлагаемая игра поможет в развитии навыка подбора точных и ясных слов.

Ведущий читает помещенные ниже определения и, обращаясь по очереди к участникам игры, предлагает выразить каждое из них одним словом, точно соответствующим данному понятию. В случае задержки ведущий обращается к следующему. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество правильных ответов.

Кто?

  1. Тот, кто предан своему народу, родине (патриот).
  2. Деятельный член, какого- нибудь коллектива, общества (активист).
  3. Тот, кто отрицает существование бога (атеист, безбожник).
  4. Человек, начинающий какое – либо важное дело (зачинатель, инициатор).
  5. Тот, кто несет знамя (знаменосец).
  6. Человек, борющейся за что- либо (борец).
  7. Тот, кто беседует с кем- нибудь (собеседник).
  8. Тот, кто работает с кем- нибудь (сотрудник).
  9. Лицо, управляющее оркестром, хором (дирижер).
  10. Тот, кто едет верхом (всадник).
  11. Человек, идущий по одному пути с кем нибудь (попутчик, спутник).
  12. Последователь каких- либо взглядов, приверженец какого- нибудь учения, движения (сторонник).
  13. Человек, имеющий одинаковый образ мыслей с кем- нибудь (единомышленник).
  14. Старый, опытный воин; заслуженный работник какого- нибудь поприща (ветеран).
  15. Мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству (подросток).

Какой?

  1. Сделанный прочно, из хорошего материала (добротный).
  2. Хорошо устроенный, снабженный всем необходимым для удобной жизни, работы (благоустроенный).
  3. Переданный совершенно точно, слово в слово (дословный, буквальный).
  4. Живущий в достатке, изобилии (зажиточный).
  5. Начинающий стареть, немолодой (пожилой).
  6. С более темной кожей, чем обычно (смуглый).
  7. Такой в каком приятно и удобно жить (уютный).
  8. Со многими поворотами и изгибами (извилистый).
  9. Приятный для слуха, благозвучный (мелодичный).
  10. Сделанный собственноручно, домашними средствами (самодельный).
  11. Такой, что нельзя забыть (незабываемый).
  12. Очень нужный, такой что нельзя заменить (незаменимый, необходимый).
  13. не встречавшийся прежде, необыкновенный, исключительный (невиданный).
  14. Такой, которого нельзя миновать, избежать (неминуемый).
  15. Доводящий до усталости (утомительный).

Что делать?

  1. Говорить тихо, неразборчиво (бормотать).
  2. Пронзительно, резко кричать (визжать).
  3. Перевертываться через голову (кувыркаться).
  4. Делать что- либо или двигаться торопливо, беспорядочно (суетиться).
  5. Идти, делая частые, мелкие шаги (семенить).
  6. Находиться в состоянии полусна (дремать).
  7. Тащить, тянуть что- либо, не отрывая от земли (волочить).
  8. Сердито бормотать, выражая не удовольствие (ворчать, брюзжать).
  9. Жить некоторое время у кого – нибудь в гостях (гостить).
  10. Испытывать отвращение к чему- либо неприятному, нечистому (брезгать).
  11. Говорить что- либо грубое, вызывающее (грубить).
  12. Резко, с шумом закрыть дверь (захлопнуть).
  13. Резким движением широко раскрыть (распахнуть).
  14. Стремительно подняться, взлететь (взмыть).
  15. Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях (парить).