1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество»:

2. Укажите вещества, из которых состоят тела: ножницы, стакан, лопата, карандаш

По горизонтали: 1. Изменение в природе. 2. Наука о природе. 3. Все, что существует во Вселенной независимо от сознания человека. 4.Древнегреческий ученый. 5. Источник знаний.

По вертикали:

    Специальное устройство для измерения физ. Величины. 2. Русский ученый. 3. Любой предмет, изучаемый в физике

    Назовите физические тела, которые могут быть сделаны из

фарфора, резины .

2. Заполните таблицу:

Физ.тело

Вещество

Явление

Свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, Меркурий, ножницы, выстрел, землетрясение

Холодает, шар катится, слышны раскаты грома, наступает рассвет, горит лампа, вода кипит, тормозит автомобиль

1. Назовите физические тела, которые могут быть сделаны из стали, пластмассы

2. Заполните таблицу:

Физ.тело

Вещество

Явление

Ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, Земля, наводнение

3. Определите тип физического явления:

Снег тает, облака движутся, звезды мерцают, плывет бревно, эхо, шелестит листва, сверкает молния

Если бы я захотел читать, еще не
зная букв, это было бы бессмыслицей.
Точно так же, если бы я захотел судить
о явлениях природы, не имея никаких
представлений о началах вещей, это
было бы такой же бессмыслицей.
М. В. Ломоносов

Оглянитесь вокруг себя. Какое многообразие предметов вас окружает: это люди, животные, деревья. Это телевизор, автомобиль, яблоко, камень, лампочка, карандаш и др. Все невозможно перечислить. В физике любой предмет называют физическим телом .

Рис. 6

Чем отличаются физические тела? Очень многим. Например, у них могут быть различные объемы и формы. Они могут состоять из разных веществ. Серебряная и золотая ложки (рис. 6) имеют одинаковые объем и форму. Но состоят они из разных веществ: серебра и золота. Деревянные кубик и шарик (рис. 7) имеют разные объем и форму. Это разные физические тела, но изготовлены из одного и того же вещества - древесины.

Рис. 7

Кроме физических тел, есть еще физические поля. Поля существуют независимо от нас. Их не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека. Например, поле вокруг магнита (рис. 8), поле вокруг заряженного тела (рис. 9). Но их легко обнаружить с помощью приборов.

Рис. 8

Рис. 9

С физическими телами и полями могут происходить разнообразные изменения. Ложка, опущенная в горячий чай, нагревается. Вода в луже испаряется, а в холодный день замерзает. Лампа (рис. 10) излучает свет, девочка и собака бегут (движутся) (рис. 11). Магнит размагничивается, и его магнитное поле ослабевает. Нагревание, испарение, амерзание, излучение, движение, размагничивание и т. д. - все эти изменения, происходящие с физическими телами и полями, называются физическими явлениями .

Рис. 10

Изучая физику, вы познакомитесь со многими физическими явлениями.

Рис. 11

Для описания свойств физических тел и физических явлений вводятся физические величины . Например, описать свойства деревянных шара и кубика можно с помощью таких физических величин, как объем, масса. Физическое явление - движение (девочки, автомобиля и др.) - можно описать, зная такие физические величины, как путь, скорость, промежуток времени. Обратите внимание на основной признак физической величины: ее можно измерить с помощью приборов или вычислить по формуле . Объем тела можно измерить мензуркой с водой (рис. 12, а), а можно, измерив длину a, ширину b и высоту c линейкой (рис. 12, б), вычислить по формуле

V = a . b . c.

Все физические величины имеют единицы измерения. О некоторых единицах измерения вы слышали много раз: килограмм, метр, секунда, вольт, ампер, киловатт и т. д. Более подробно с физическими величинами вы будете знакомиться в процессе изучения физики.

Рис. 12

Подумайте и ответьте

  1. Что называют физическим телом? Физическим явлением?
  2. Каков основной признак физической величины? Назовите известные вам физические величины.
  3. Из приведенных понятий назовите те, которые относятся к: а) физическим телам; б) физическим явлениям; в) физическим величинам: 1) капля; 2) нагревание; 3) длина; 4) гроза; 5) кубик; 6) объем; 7) ветер; 8) сонливость; 9) температура; 10) карандаш; 11) промежуток времени; 12) восход Солнца; 13) скорость; 14) красота.

Домашнее задание

У нас в организме есть «измерительное устройство». Это сердце, с помощью которого можно измерять (с не очень высокой точностью) промежуток времени. Определите по пульсу (числу ударов сердца) промежуток времени наполнения стакана водой из-под крана. Считайте время одного удара примерно равным одной секунде. Сравните это время с показаниями часов. На сколько различны полученные результаты?

Приложение 3

Урок 1

Введение: физическое тело, вещество, физическое явление .

1. Что изучает физика?

Новый кабинет, новый урок… Чем мы будем заниматься на уроках физики?

Продолжите предложения:

Алгебра изучает…

Геометрия изучает…

Биология изучает…

География изучает…

Физика изучает…???

Давайте полистаем учебник…. Откройте его на стр. 5. Что здесь изображено? Планета Земля, как в учебнике географии. Посмотрите рисунок на странице 132 – рука держит шар, а на руке изображены мышцы и кости, как в учебнике биологии. А на странице 82 – графики, как в учебнике математики.

Знакомство с учебником, объект – рисунок, умение находить по указанному номеру страницы Указаны номера страниц учебника «Физика и астрономия, 7 класс» п.р. А.А.Пинского и В.Г.Разумовского

Может быть, посмотрев, какие задачи есть в задачнике, мы поймем, что же изучает физика? Найдите в задачнике №95 на стр.16:

Почему мел оставляет на поверхности доски меловой след, а кусок белого мрамора – царапину?

Это же про школу!

Найдите теперь задачу №247:

Заяц, спасаясь от преследующей его собаки, делает резкие прыжки в сторону. Почему собаке трудно поймать зайца, хотя она бегает быстрее?

Опять что-то из биологии!

А теперь найдите №525:

Зачем вратарь футбольной команды пользуется во время игры специальными перчатками, особенно в дождливую погоду?

Может быть это задачник по физкультуре, а не по физике?

Объект – текст задачи, умение находить по указанному номеру и странице, а затем только по номеру.

Используется «Сборник задач по физике 7-9» авторов В.И. Лукашик и Е.В. Иванова

Вы убедили меня, что умеете быстро находить нужную информацию. Попробуйте сами найти в учебнике ответ на вопрос «Что изучает физика?»

Когда ученики находят ответ «Физика изучает физические явления и физические свойства тел», задаются вопросы:

Как вы узнали, в каком параграфе искать ответ? (Название параграфа)

Как смогли быстро найти ответ в тексте параграфа? (Выделение шрифтом наиболее важной информации)

А теперь давайте посмотрим, как в разные годы в энциклопедиях определялось слово «физика». (Раздаются листы с текстом №1 «Из жизни терминов»)

Вопросы для обсуждения прочитанного текста:

Из какого языка пришло слово «физика»?

Что оно означает?

Как менялось со временем место физики среди других наук?

Почему это происходило?

Работа с дополнительным текстом. Умение находить заданную информацию и отвечать на вопросы по тексту. Первые два вопроса носят репродуктивный характер, ответ на третий вопрос требует анализа всего текста, а четвертый вопрос носит развивающий характер, заставляет выйти за рамки приведенного текста.

Текст №1

Из жизни терминов

1781 год

Физика есть наука о существе, свойствах, силах, действиях и цели всех видимых в свете тел.

Как называются особенные части физики? Соматология, стихиология, метеорология, минералогия, химия, зоология и теология.

(Энциклопедия, или краткое начертание наук и всех частей учености. Переведена с немецкого на российский И.Шуваловым. М., 1781г.)

1806 год

Физика, греч. Природознание, естествознание; наука, составляющая часть филисофии, имеющая своим предметом природу вообще и всех естественных тел, их свойств, явлений и взаимного друг на друга действия.

(Новый словотолкователь. Составил Н.М. Яновский, СПБ, 1806г.)

1848 год

Физика происходит от греческого слова «природа» и, как показывает само название, вообще означает учение о природе. В настоящем времени употребляют слово «физика» в тесном значении и разумеют под ним науку, рассматривающую законы и причины явлений, не касающихся изменений внутреннего свойства материальных тел.

(Справочный энциклопедический словарь А. Старчевского – К.Крайя. СПБ, 1848г. )

1905 год

Физика (греч. слово), наука или учение о природе (греч physais), в настоящее время учение о законах явлений, происходящих в неодушевленной природе, помимо химических превращений, происходящих в телах.

(Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. Под ред. С.Н, Южакова. СПБ, 1905г.)

1983 год

Физика , наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи и законы ее движения. Понятия физики и ее законы лежат в основе всего естествознания. Физика относится к точным наукам и изучает количественные закономерности явлений. Границы, отделяющие физике от других естественных наук, в значительной мере условны и меняются со временем.

(Физический энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1983г.)

А теперь пришло время начать работу в тетрадях. (Поясняются требования к ведению рабочей тетради) Под руководством учителя ученики делают записи: дата, номер урока, тема, выписывают из учебника фразу «Физика изучает…»

Смена деятельности, работа с текстом учебника: выписывание заданной информации в тетрадь.

2. Понятия физическое тело, явление, вещество.

Итак, мы знаем, что изучает физика, но что такое физические явления и тела? Давайте снова обратимся за помощью к учебнику! Откройте стр. 21 §1.6 , прочитайте п.I. (текст №2 «Явление свободного падения тел – пример опровержения ложной гипотезы»)

Какое физическое явление упоминается в тексте? (Тела падают на землю)

О каких телах говорится? (карандаш, линейка, мяч)

А теперь заглянем на стр. 24, прочитай те второй абзац сверху (текст №3)

О каких телах и явлениях ведется речь в этом тексте? (Воздух выкачали из рубки, перо падает)

Объект – текст учебника, используется текст параграфа, который будет изучаться на следующем уроке, происходит предварительное знакомство с терминами «гипотеза», «эксперимент»

После прочтения текста остается без ответа вопрос: как же сейчас объясняют свободное падение? Это подстегивает любопытство, ученики ждут продолжения разговора на эту тему.

Текст №2 (ученики читают по учебнику)

§1.6 Явление свободного падения тел – пример опровержения ложной гипотезы

Нередко факты истолковываются ошибочно, и тогда возникают неверные гипотезы. К сожалению, многие ошибочные гипотезы в историческом процессе развития науки существовали иногда целые столетия. Именно так обстояло дело с явлением свободного падения тел.

Выпустите из рук какое-нибудь тело, например, карандаш, линейку или мяч. Тело обязательно упадет на землю. Вы, конечно, неоднократно наблюдали такое явление. Наблюдали его и в глубокой древности. Так, в Древней Греции, где начинались научные исследования природы, падение тела на землю считалось естественным движением, т.е. «стремлением тела к своему месту».

Текст №3(ученики читают по учебнику)

После того, как были созданы воздушные насосы, появилась возможность осуществить эксперимент со свободным падением тел в вакууме. Такой эксперимент осуществил гениальный физик Исаак Ньютон (1643-1727). Он выкачал воздух из длинной стеклянной трубки, расположил ее вертикально, давая возможность одновременно начать падение птичьему перу и золотой монете. Эти два тела, имеющие различные веса и площади поверхности, достигали дна трубки одновременно. Аналогичный опыт с разными предметами изображен на рисунке 1.23.

Выпишем примеры тел и явлений, которые с ними происходят в таблицу.

В тетради чертится таблица:

Ученики заполняют таблицу примерами, найденными в тексте.

Смена деятельности, преобразование текстовой информации в таблицу

Физическое тело

Физическое явление

Карандаш

Воздух

Перо

Карандаш падает

Мяч падает

Воздух выкачали из трубки

Перо падает

Ребята, как вы думаете, почему в опытах Ньютона взяты два разных тела: перо и монета из золота? А на рисунке 1.23 изображены перо, свинцовая дробинка и кусочек пробки? (Ученики обращают внимание, что эти тела имеют разные свойства: вес и форму, потому что они сделаны из разного вещества). Из какого вещества изготовлена трубка, о которой говорится в опыте? (Стекло) Какое свойство стекла используется при этом? (Прозрачность)

Смена деятельности, объект – рисунок

Продолжим работу в тетради:

Физические тела состоят из вещества.

Монета – из золота, карандаш – из дерева, трубка – из стекла .

3. Обобщение пройденного.

-Подведем итог.

С помощью учеников делаются обобщения: физические тела – все тела, которые нас окружают; их свойства зависят от того, из какого вещества они состоят; явления – это изменения, происходящие с физическими телами.

4.

Задание №1 Вы будете наблюдать некоторые явления. Назовите тело и явление, которое с ним происходит.

Демонстрации : колебание маятника, движение тела по наклонной плоскости, звучание камертона, свечение электрической лампы, нагревание воды, притягивание магнитом скрепок, отражение света и т.д.

Ответы учеников: шар качается, брусок скатывается, камертон звучит, лампа светится и т.д. (подлежащее и сказуемое)

Обсуждается классификация явлений: механические, звуковые, тепловые, электрические, магнитные…

Посмотрите вокруг. Какие явления вы наблюдаете? Назовите механические явления, звуковые, тепловые? И т.д.

Ответы учеников: птица летит, учитель говорит, солнце греет и т.д.

Объект – физические приборы.

Наблюдение сопровождается беседой. Ученики придумывают, как назвать класс явлений, приводят примеры других явлений, которые они наблюдают а повседневной жизни. При этом ответы типа «гроза» доводятся до вида «гром гремит», «молния сверкает», «ветер дует», «дождь идет», когда указывается объект и то, что с ним происходит. Обращаем внимание, что природное явления заключает в себе множество разнообразных физических явлений.

Задание №2:

Вы великолепно справились с первым заданием. А вот второе задание:

Приведите примеры тел, изготовленных из стекла? Какое свойство стекла принималось во внимание при изготовлении этих предметов?

Какие предметы изготавливают из стали? Почему? А из пластмассы?

Лимонады и соки продают в разной упаковке: пластиковых, стеклянных бутылках, бумажных пакетах, металлических банках. Назовите достоинства и недостатки каждого вида упаковки. Какую упаковку вы предпочтете, отправляясь в поход?

Из каких материалов изготавливают посуду? Почему?

5. Организационная часть урока.

Вы поработали с учебником на уроке и убедились, что он станет вашим помощником при изучении физики. Давайте посмотрим, как он «устроен».

Ученики находят оглавление, смотрят, какие разделы есть в учебнике, находят, где расположены домашние экспериментальные задания, где упражнения, а где ответы к ним, находим лабораторные работы и справочные материалы.

Задание: Найдите и прочитайте п.I §1.2. Найдите и прочитайте первый вопрос к этому параграфу. Найдите в прочитанном пункте ответ на этот вопрос.

На этом примере поясняется, как следует выполнять домашнее задание.

Дальнейший разговор идет о требованиях к ведению тетрадей (мы ведем рабочую тетрадь и тетрадь – справочник) и об организации работы на уроках и дома.

В конце урока ведется разговор о безопасности работы в кабинете физики (инструктаж по технике безопасности).

На первом уроке не обойтись без разговора о том, как работать с учебником, какие требования к ведению тетрадей, и, конечно же, о безопасности работы в кабинете физики. Беседа, проведенная в конце урока, позволяет плавно перейти к обсуждению домашнего задания.

6. Домашнее задание.

На сегодняшнем уроке вы узнали, что изучает физика, познакомились с понятиями физическое тело, вещество и явление. Дома прочитайте об этом в учебнике и узнайте, что изучает астрономия.

§1.1 (Природа и человечество. Физика), §1.2 (Астрономия – наука от небесных телах) – читать, найти ответы в тексте параграфов на вопросы 1-5 к §1.2 и 1-4 к §1.2.

Письменно: напишите в тетради короткий рассказ на тему «Физические тела, вещества, явления, которые я увидел на кухне (на даче, на улице и т.д.)»

В рассказе должно упоминаться не менее 3-х тел, веществ, явлений.

Домашнее задание не только проговаривается, но и обязательно записывается на доске с использованием условных обозначений. Например,

§1.1-ч, ?1-5 у,

§1.2 –ч, ?1-4 у

п: рассказ (3ф.т,3в,3я)

Домашнее задание по тексту параграфов ориентировано на поиск ответ на вопрос параграфа в виде цитаты из текста.

Письменное задание творческое, ученик выбирает тему, сам определяет объем работы.

Урок 2

Научные методы изучения природы

После приветствия:

1.- Прочитайте по учебнику найденные вами ответы на вопросы к §1.1

После ответа учеников обращается внимание, что на эти вопросы ответ содержится в тексте параграфа. Следует рекомендация по работе с текстом параграфа дома: если после прочтения материала параграфа ответ на вопросы для самопроверки вызывает затруднение, следует еще раз прочитать текст, обращая внимание на те места текста, где содержится ответ на вопрос.

2. – Просмотрите в тексте §1.2 ответы на вопросы 1 – 4. Составьте рассказ о том, что изучает астрономия, опираясь на эти вопросы..

После ответа ученика обсуждается, как составить рассказ по плану. В данном случае вопросы послужили планом устного ответа ученика..

На примере второго ответа ученики знакомятся с критериями, по которым ставится отметка за устный ответ.

Обсуждая выполнение домашнего задания, не только повторяем материал, пройденный на предыдущем уроке, но и рассматриваем приемы работы над вопросами для самопроверки и знакомимся с тем, как готовить устный рассказ, опираясь на план.

В течение первых уроков производится оценивание ответов: что хорошо, а что можно было сделать еще лучше. Отметка ставится в журнал с согласия ученика. (Поощрительный режим)

2. Закрепление понятий «Физическое тело, вещество, явление».

Ученикам раздаются тексты №1 «Физическое тело, вещество и его свойства» и №2 «Физические явления» (по вариантам)

После того, как тексты прочитаны, соседи по парте рассказывают друг другу о том, какие тела, вещества и явления они обнаружили и проверяют себя.

Работа с дополнительным текстом из «Детской энциклопедии». Выделение заданной информации.

Текст №1

Физическое тело, вещество и его свойства

О каких физических телах говорится в тексте? Из какого вещества они изготовлены? Какими свойствами обладают?

Гончарный круг для изготовления посуды и специальные печи для ее обжига – изобретение шумеров, живших в IV-III тысячелетиях до н.э. в Месопотамии. Они научились делать из обычной глины твердую, как камень, звонкую и прочную керамику – не только горшки, тарелки и кувшины, но и керамические молоты, ножи и серпы для жатвы.

Родиной стекла считается богатый кварцевым песком Египет, где в течение многих столетий изготавливали стеклянные бусы. Греки заимствовали это ремесло у египтян, усовершенствовали его и стали делать стеклянны вазы. Но тогда они еще не открыли главное отличительное свойство нового материала – прозрачность, и вазы были из непрозрачного или окрашенного стекла.

Текст №2

Физические явления

Какие физические тела упоминаются в тексте? Какие явления с ними происходят?

В Японии создано Общество бесполезных изобретений. Названо оно так не случайно: его члены придумывают бесполезные, но технически вполне осуществимые вещи. Патентовать и продавать изобретение не разрешается, но необходимо изготовить его действующий образец. Вот несколько примеров.

Фонарик, работающий на солнечной батарее. Он отлично светит в солнечный день, не нуждаясь в батарейках или аккумуляторах.

Компактный вентилятор для охлаждения горячей пищи. Устройство крепится на японской палочке для еды, но может подойти и для европейских ложек и вилок.

Около 3 тыс. лет до н.э. в Шумере металлические изделия уже отливали в формах. Литые медные изделия пользовались немалым спросом. Медную руду плавили в специальных ямах, а позднее – в небольших каменных печах, обмазанных изнутри глиной. В них разводили огонь, а сверху слоями клали древесный уголь и медный концентрат, полученный после промывки руды. Выплавленная медь стекала на дно печи.

2. Изучение нового материала

После обсуждения прочитанных текстов можно перейти к изучению темы урока, попросив учеников ответить на вопрос: «Зачем люди изучают природу?»

(Чтобы использовать себе на благо и чтобы избежать опасности, которую несут некоторые природные явления).

Объявляется тема урока «Научные методы изучения природы» и ученики слушают стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза» и А Пушкина «Туча», которые читают их одноклассники.

Стихотворения заранее раздаются двум ученикам, чтобы они могли подготовиться к выразительному чтению.

Текст №3

Весенняя гроза (Ф. Тютчев)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Текст №4
Туча (А. Пушкин)

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Вопросы к тексту:

Какие физические явления происходят во время грозы?

Является ли описание грозы поэтом научным?

Какую опасность несет гроза?

Почему люди стремились объяснить происхождение молнии во время грозы?

Работа с литературным текстом, воспринимаемым на слух. Ответы на вопросы по тексту.

А знаете ли вы, что на планете происходят около 1800 гроз одновременно, каждую секунду бьют примерно 100 молний. Многие столетия, включая и средние века, считалось, что молния - это огненный шар, зажатый в водяных парах туч. Расширяясь, он прорывает их в наиболее слабом месте и быстро устремляется вниз, к поверхности земли.

В средние века для рассеивания грозовых туч чаще применяли пламя костров, колокольный звон или пушечную пальбу.

Как же сейчас объясняют причину возникновения молний?

    Давайте поищем ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 13, §1.3, п.III (текст №5)

Вопросы для обсуждения:

Как объясняется происхождение молнии?

Какие научные методы изучения природы упоминаются в тексте параграфа? (наблюдение, гипотеза, эксперимент)

Работа с текстом учебника, выделение заданной информации.

Текст №5 (ученики читают по учебнику)

Люди с незапамятных времен наблюдали молнию и слушали раскаты грома. Разрушения, которые при этом нередко возникали, внушали людям страх. Они считали, что молнию посылают на Землю сверхъестественные силы. Особый страх вызывала шаровая молния. Однако люди уже давно наблюдали и изучали это явление. Так, знаменитый американский ученый В. Франклин (1706-1790) высказал предположение-гипотезу о том, что молния – это электрическая искра, подобная той, которая возникает между двумя наэлектризованными телами. Такую искру можно наблюдать, если расчесывать в темноте гребенкой сухие волосы или снимать с тела синтетическую рубашку.

Для проверки своей гипотезы В. Франклин поставил эксперимент. Он запустил шелковый воздушный змей, привязав проводником к его концу массивный железный ключ. Во время прохождения тучи он поднес палец близко к ключу и получил сотрясение от проскочившей при этом сильной искры. Тем самым он подтвердил, что молния – это электрический разряд, такой же, какой он получал многократно в лабораторных опытах по электричеству.

Под руководством учителя ученики делают запись темы урока в тетради и выполняют задание:

Прочитайте п.I § 1.3 и найдите ответ на вопрос «Какую роль играют наблюдения?» и выпишите в тетрадь.

Наблюдения поставляют исходные для науки факты.

Кто сможет найти в тексте, что такое «гипотеза»? (п. III, стр.12, выделено курсивом)

Гипотеза – предположение, обоснованное научными фактами.

Найдите в тексте параграфа ответ на вопрос: «Что же такое эксперимент?» (п. IV, стр.12)

Эксперимент – специальный опыт, для постановки которого используются специальные приборы.

- Для чего служит эксперимент?

Эксперимент служит для проверки гипотезы.

Прочитайте заголовок следующего параграфа 1.4.(Эксперимент – метод установления и проверки физических законов. Законы отражения света). Для чего еще может служить эксперимент?

Эксперимент служит для проверки и установления физических законов.

Работа с текстом учебника. Поиск заданной информации и запись в тетради.

В качестве примера того, как эксперимент помог открыть физический закон можно привести закон отражения света. Для проведения эксперимента потребуется прибор «оптическая шайба». Он изображен на рисунке 1.18 в тексте параграфа, а мы воспользуемся моделью прибора, изготовленной из транспортира и зеркала. В качестве источника света используем лазерную указку. Назовите части прибора. Каково их назначение?

Проводится эксперимент с отражением луча от зеркала, определяются угол падения луча и угол отражения. Ученики делают вывод о равенстве угла падения и угла отражения.

Объекты – рисунок и физический прибор, сопоставление изображения на рисунке и модели прибора (или самого прибора, если он есть в наличии).

3. Обобщение и закрепление изученного.

Подведем итоги.

С какими методами получения научных знаний мы познакомились на уроке?

Приведите пример наблюдения, гипотезы, эксперимента?

Доводилось ли вам в повседневной жизни делать наблюдения? Эксперименты?

Чем отличается наблюдение от эксперимента или опыта?

О каких физических приборах вы узнали на уроке?

Знаете ли вы какие-нибудь другие физические приборы?

    Вы прекрасно поработали на уроке, и выполнение домашнего задания не будет для вас трудным. Но сначала расшифруйте запись домашнего задания на доске:

Д.З: § 1.3 – ч, ? ?у,

§ 1.6 –ч, ??у,

п: выписать примеры наблюдения, гипотезы, эксперимента

У –устно ответить на вопросы к параграфу

П: - выполнить письменно

* - задание для любопытных (по желанию)

Применяя каждый раз одни и те же сокращения при записи домашнего задания, можно в дальнейшем экономить время. Но на первых уроках обязательно убедиться, что ученики правильно понимают краткую запись. Стараюсь на каждом уроке задавать письменное задание и регулярно (хотя бы выборочно) проверять тетради. Это обеспечивает обратную связь, сразу становится понятно, что плохо усвоено.

Домашнее задание включает не только изученный на уроке материал, но и совсем новый (§1.6), обсуждение которого произойдет на следующем уроке.

Урок 3

Строение вещества

1. Проверка выполнения домашнего задания.

После приветствия:

1.- Ответьте на вопрос: «Что общего и чем различаются понятия «наблюдение» и «эксперимент»?» (§1.3, вопрос 1)

2.- Прочитайте выписанные из §1.6 примеры наблюдений, гипотез и экспериментов.

В результате обсуждения ответов учеников выстраивается цепочка, иллюстрирующая ход научного познания: наблюдение факта падения тел разной массы с одной и той же высоты за разное время, противоречащие друг другу гипотезы Аристотеля и Галилея, опыты с падением тел в воздухе и в вакууме, подтверждающие одну гипотезу и опровергающие другую.

Ответ на вопрос §1.3 требует выполнения операции сравнения. Обсуждение ответа ученика позволяет заострить внимание на процедуре выполнения сравнения. Следует, четко выделить основания, по которым ведется сравнение понятий «наблюдение» и «эксперимент» (например, по способу проведения и по роли в процессе познания).

При проверке выполнения домашнего задания происходит не только закрепление изучаемых понятий, но и подготовка к получению новых знаний на уроке (следуя цепочке наблюдение - гипотеза – эксперимент).

2. Изучение нового материала.

Вспомните, пожалуйста, стихотворения о грозе, которые вы услышали на предыдущем уроке. Какие наблюдения были сделаны поэтами? Есть ли в стихах гипотеза?

Чем отличается научное описание какого-либо явления от художественного?

Прочитайте стихотворные строки из поэмы «О природе вещей», которую написал в I в до н.э. Тит Лукреций Кар (стр. 27-28, §1.7)

Работа с дополнительным текстом, включенным в параграф учебника, выделение из текста заданной информации.

Текст №1 (ученики читают по учебнику)

Из поэмы «О природе вещей»

Тит Лукреций Кар

«Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,

Что существуют тела, которых мы видеть не можем.

Стало быть, ветры – тела, но только незримые нами,

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Хоть не видим совсем, как в ноздри они проникают.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет,

Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,

Да и не видно того, как она исчезает от зноя.

Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,

Что не доступны они совершенно для нашего глаза.»

Обсуждение текста:

Какие наблюдения встречаются в этих отрывках?

Можно ли эти стихи назвать научным текстом?

Действительно, сочинения Лукреция – это научный трактат, изложенный в поэтической форме.

Тема сегодняшнего урока «Строение вещества», запишите ее в тетрадях.

Атомистическая идея, лежащая в основе современного естествознания, зародилась в древней Греции.

Сочинения Демокрита не дошли до наших дней, но отдельные выдержки из его произведений, приведенные в работах его сторонников и противников его учения, позволяют считать Демокрита ученым, создавшим последовательную атомистическую концепцию.

Мир, по Демокриту, состоит из бесчисленного множества частиц (атомов) и пустоты. Атомы – плотные образования, различающиеся по форме и размерам. Тела – сочетания различных атомов.

Давайте проведем несколько наблюдений (тепловое расширение и диффузия).

Наблюдение 1

Проделали: - Нагрели в пламени спиртовки стальной шар, свободно проходивший до этого через кольцо, и попробовали снова провести его через кольцо

Наблюдали: - Нагретый шар не проходит через кольцо, но после остывания снова проходит.

Наблюдение 2

Проделали: - Опустили несколько кристалликов марганцовки в два одинаковых стеклянных сосуда с холодной и горячей водой.

Наблюдали: - Вода постепенно окрасилась в розовый цвет. Окрашивание быстрее произошло в сосуде с горячей водой.

При проведении наблюдений договариваемся описывать наблюдения по схеме «проделал – наблюдал – объясняю». Критерий, которому нужно следовать, описывая наблюдение: любой человек, не читавший задания и учебника, поймет, что и как было сделано и сможет повторить наблюдение.

При наблюдении диффузии можно использовать кодоскоп. Тогда вода наливается в чашки Петри, в нее опускают несколько кристалов марганцовки и наблюдают распространение розовой окраски.

Давайте попробуем объяснить, почему при нагревании тела расширяются, исходя из атомистических представлений о строении вещества.

Ученики высказывают предположения, и, в конце концов, появляются две гипотезы, способные объяснить наблюдаемое расширение шара после нагревания.

Гипотеза 1: атомы, из которых состоит шар, становятся больше.

Гипотеза 2: атомы не меняются, но расстояние между ними становится больше.

А теперь сопоставим наши гипотезы со вторым наблюдением. Как вы думаете, если атомы горячей воды становятся больше по размерам, атомы марганцовки будут быстрее или медленнее распространяться в воде? А если расстояние между атомами станет больше, как это скажется на скорости окрашивания воды марганцовкой?

Сопоставляя два наших наблюдения, мы можем сделать вывод, что верна вторая гипотеза.

А теперь познакомьтесь с описанием наблюдений и опытов, которые приводятся в одном из учебников физики (Элементарный учебник физики п.р. Г.С. Ландсберга, т.1, § 217).

Сможете ли вы повторить наблюдения, описанные в тексте?

Какие приборы вам потребуются, чтобы повторить описанный опыт?

Как называется явление, описываемое в этом тексте?

Работа с дополнительным текстом, выделение заданной информации. Ответы на вопросы по тексту.

Приведенный отрывок содержит примеры описания наблюдений и готовит учеников к выполнению домашнего экспериментального задания.

Текст №2

Положим в стакан холодного чая кусок сахара. Сахар растает и образует густой сироп на дне стакана. Этот сироп хорошо виден, если посмотреть сквозь стакан на свет. Оставим стакан в покое на несколько часов. Останется ли сироп на дне стакана? Нет, он постепенно разойдется по всему стакану. Это распространение сахара по объему стакана происходит самопроизвольно, так как никто чая не перемешивал. Точно так же расходится по комнате запах (например, если открыть флакон с духами); это происходит даже в том случае, если воздух в комнате совершенно неподвижен.

Произведем еще такой опыт: уравновесим на весах большой открытый сверху сосуд. Если в этот сосуд напустить углекислый газ, то равновесие нарушится, так как углекислый газ тяжелее воздуха. Однако через некоторое время равновесие восстановится. Дело в том, что углекислый газ разойдется по всему помещению, а сосуд будет заполнен воздухом с очень малой примесью углекислого газа. Во всех этих случаях одно вещество (сахар, пары ароматических веществ, углекислый газ) распространяется в другом (в воде, в воздухе). Это явление, при котором два вещества сами собой смешиваются друг с другом, называется диффузией .

Элементарный учебник физики под редакцией Г.С. Ландсберга

Давайте попробуем объяснить, как происходит диффузия, исходя из того, что все вещества состоят из молекул или атомов. Молекулы и атомы настолько малы, что их нельзя увидеть даже с помощью микроскопа. Поэтому для эксперимента мы используем модель. Насыплем в стеклянную банку сначала гречневую крупу, а поверх нее горох. Крупинки гречки и горошины в нашей модели заменяют молекулы двух разных веществ. Пока банка и частички в ней неподвижны, никакого перемешивания не происходит, но если банку потряхивать, то за счет движения крупинок они начнут перемешиваться.

Какое предположение относительно поведения частиц вещества можно сделать из нашего эксперимента с моделью?

Действительно, наблюдение явления диффузии позволило ученым сделать важный вывод о том, что частицы, из которых состоит вещество, сами собой непрерывно движутся.

Объект – модель явления, сопоставление реального явления и его модели.

Для наблюдения можно использовать кодоскоп. Тогда крупу и горох насыпают в чашку Петри слоем в одну крупинку так, чтобы между ними была четкая ровная граница. При потряхивании чашки крупинки перемешиваются с горошинами, а их движение наглядно показывает характер движения молекул.

Итак, все тела, и мы с вами тоже, состоят из мельчайших частиц, которые непрерывно движутся. Как же объяснить, почему при этом молекулы не разлетаются друг от друга?

Давайте опять обратимся за помощью к модели. Куб из поролона будет играть роль некоторого тела, а нарисованные на нем точки будут изображать молекулы, из которых оно состоит. Если надавить на куб рукой, то точки на нем сближаются. Если немного растянуть куб руками, то расстояние между точками несколько увеличивается. Когда куб отпускают, то он снова становится прежним, и точки располагаются на прежнем расстоянии друг от друга. Что же происходит с молекулами тела, если его сжимать или растягивать? Они или сближаются или удаляются друг от друга, но при этом стремятся вернуться на свое место. Значит, молекулы одновременно и притягиваются, и отталкиваются друг от друга!

Найдите в учебнике в § 1.7 на стр.28, как великий русский ученый М.В.Ломоносов сформулировал три положения теории строения вещества, и выпишите их в свои тетради.

Работа с текстом учебника, поиск заданной информации, запись в тетради.

3. Закрепление изученного материала.

Сегодня на уроке на примере теории строения вещества мы познакомились с тем, как создаются физические теории. Какую роль играют при этом наблюдения? Гипотезы? Эксперименты?

А какую роль в науке играют теории? (объясняют наблюдаемые явления и предсказывают новые)

Объясните, пожалуйста, за счет чего два кусочка пластилина слипаются, если их плотно прижать друг к другу?

Почему при засолке огурцы становятся солеными?

Почему чай хорошо заваривается в горячей воде, а в холодной – плохо?

Почему рельсы на железнодорожном полотне не укладывают вплотную, а оставляют между ними небольшой зазор?

Почему мел оставляет на доске след, а белый мрамор – нет?

4 . Постановка домашнего задания.

В конце урока вы сдадите свои тетради на проверку, поэтому письменное домашнее задание вы будете оформлять на отдельных листах А4. Задание будет творческим, поэтому постарайтесь аккуратно его оформить. Лучшие работы займут достойное место на стенде в нашем кабинете, где сейчас вывешены работы ваших предшественников.

Д.З.: § 1.7 – ч, ? ? 1-4 у,

П: ДЭЗ №1.2 или 1.5 (стр. 48-49) на листе А4: проделал – наблюдал - объясняю

П: - выполнить письменно

ДЭЗ – домашнее экспериментальное задание

Домашнее задание носит творческий характер и предоставляет возможность выбора одного из предложенных опытов. При проверке этого задания оценивается в первую очередь соответствие описания эксперимента заданной структуре, во вторую очередь - правильность объяснения.

Урок 4

Физические величины и физические приборы

1. Проверка выполнения домашнего задания.

После приветствия:

1. Обсуждение результатов проверки тетрадей. Примеры удачно написанных рассказов на тему «Физические явления, тела и вещества» (урок №2) и примеры неудачных работ.

    Ответы на вопросы §1.7:

Каковы задачи физической теории?

Какие явления могут быть объяснены с помощью молекулярной теории строения вещества?

Какие положения составляют основы молекулярной теории строения вещества?

Как был установлен факт движения молекул?

Обсуждая результаты проверки тетрадей, обращаю внимание на критерии, по которым оценивается ведение тетрадей.

При разборе домашнего задания творческого характера важно дать понять ученикам, что главное в их работах – правильное физическое содержание, а полет фантазии – красивая оправа к нему.

В тексте §1.7 описывается броуновское движение. На предыдущем уроке об этом явлении не говорилось. По ответам учеников можно судить, насколько хорошо они усваивают информацию из учебника.

2. Закрепление темы «Строение вещества».

Выполняя домашнее задание, вы узнали о броуновском движении. Давайте воспользуемся моделью, иллюстрирующей броуновское движение. На экране вы видите в проекции мелкие горошины и крупные фишки, которые играют роль молекул и броуновских частиц. Пока горошины - молекулы неподвижны, фишки - броуновские частицы тоже неподвижны. Но если горошины заставить двигаться, потряхивая чашку, то фишки начинают беспорядочно двигаться. Какой вывод о причине беспорядочного движения броуновских частиц можно сделать, наблюдая за этой моделью?

Какие наблюдения вы проделали дома? (обсуждение ДЭЗ) Как можно объяснить распространение запаха? Как объяснить испарение воды из открытого стакана?

Для демонстрации используется кодоскоп и чашка Петри, в которую насыпаны горошины так, что они располагаются в один слой и между ними остаются достаточно большие промежутки. Сверху на горошины кладется круглая фишка или монетка, которая при потряхивании чашки катается по горошинам.

3. Изучение нового материала.

На прошлом уроке вы познакомились с теорией строения вещества. Существует множество теорий, объясняющих те или иные явления. Прочитайте об одной из них в предложенном тексте (Текст №1). Придумайте заголовок к этому тексту.

Работа с дополнительным текстом. Выполнение задания требует выделения основного смысла прочитанного текста.

Текст №1

Озаглавьте текст

Наблюдение за движением планет позволило Копернику высказать предположение, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца. Галилей, наблюдая движение планет с помощью телескопа, подтвердил эту гипотезу. Простое утверждение, что Земля движется вокруг Солнца, представляет собой новый шаг в развитии физического мышления. Как ни важна эта идея, тем не менее, она не полная.

Мы не можем сказать, что действительно поняли физическое явление до тех пор, пока не доведем описание до количественных утверждений. После того, как Иоганн Кеплер дал математическое описание движения планет, а Исаак Ньютон объяснил движение планет на основе явления тяготения, можно сказать, что теория движения планет создана.

После обсуждения вариантов заголовков, предложенных учениками, переходим к теме урока.

Для количественного описания физических явлений и свойств тел используются физические величины. Тема нашего урока «Физические величины и физические приборы» Запишите ее в тетради.

У меня в руке яблоко. Говорят, что именно падение яблока послужило толчком к созданию теории тяготения Ньютоном. Опишите яблоко. Какое оно? (Красное, круглое, спелое, большое, сладкое и т.д.) . Можно ли спелость яблока выразить числом? Можно ли сказать, что одно яблоко в два раза краснее другого? Какую характеристику яблока можно измерить и выразить числом? (например, массу или диаметр) . Какими приборами можно измерить данную характеристику? (весы, линейка)

Что же мы будем называть физической величиной?

Физическими величинами называют измеряемые свойства тел или явлений. Физические приборы служат для измерения физических величин.

Посмотрите на физические приборы, которые стоят на столе (Весы, линейка, транспортир, часы, термометр, измерительный цилиндр) Многие из них вам уже знакомы. Назовите прибор, физическую величину, которую можно измерить с помощью этого прибора и ее единицы измерения.

Объект – физический прибор. Установление соответствия между физическим прибором и измеряемой физической величиной.

Начертите в тетради таблицу. Вы начнете заполнять ее на уроке, а завершите работу дома. В таблице 5 столбцов: номер, название физической величины, буквенное обозначение величины, единицы измерения, название измерительного прибора.

Физическая величина

Обозначение

Единицы измерения

Измерительный прибор

Длина (размеры)

кг, г, т, ц

м, км, см, дм

м 2 , км 2 , см 2 , дм 2

Линейка, рулетка

Представление информации в виде таблицы с заданной структурой.

    Закрепление изученного материала.

Знаете ли вы измерительный прибор, с помощью которого измеряют площадь? А как можно узнать площадь, не имея специального прибора для ее измерения? (вычислить по формуле)

Формулами выражается связь между физическими величинами. Откройте учебник на стр.91.

О какой физической величине ведется речь? (плотность) Какой формулой она выражается? Почему вам трудно прочитать формулу? (незнакомая буква)

В физике для обозначения физических величин применяют буквы латинского и греческого алфавитов. Плотность обозначается буквой «ро» греческого алфавита.

Что является единицей измерения плотности?

Какие физические величины нужно измерить, что бы вычислить плотность с помощью формулы?

Какими приборами при этом нужно воспользоваться?

Работа с текстом учебника. Объект – формула.

Предварительное знакомство с новым понятием.

5. Постановка домашнего задания

Вы убедились, что для работы с физическими величинами необходимо познакомиться с буквами латинского и греческого алфавитов. Вы начнете составлять свой собственный справочник по физике, который будет пополняться вами в течение трех лет. На первых страницах разместите латинский и греческий алфавиты: название и написание букв. Воспользуйтесь справочниками, словарями, можно найти эту информацию с помощью компьютера.

Заполните до конца таблицу, которую начали заполнять на уроке. В работе вам поможет учебник. Просмотрите его. А начните работу с оглавления. Название параграфа поможет вам быстрее найти нужную информацию. И, конечно же, прочитайте, что написано в учебнике о физических величинах.

Д.З: § 1.8 (п.I-III)– ч. ? ? 1-3у,

П: таблица

Спр.: латинский и греческий алфавит

Спр. – выписать информацию в справочник

Домашнее задание носит поисковый характер и предоставляет возможность выбора источника информации и способа ее представления.

Второе задание так же поискового характера. Листая учебник, ученики совершают предварительное знакомство с материалом, который им предстоит изучать.

Достаточно большой объем поискового задания компенсируется малым объемом устного задания (небольшая часть параграфа)

Урок 5

Измерение физических величин.

1. Обсуждение выполнения домашнего задания.

После приветствия:

1. Обсуждение домашней работы с учебником. Какие физические величины и измерительные приборы выписаны в таблицу? Каковы единицы измерения этих величин?

2. Проверка наличия тетради-справочника и выписанных в нем алфавитов.

Задание 1: Пользуясь тетрадью-справочником, прочитайте слова, написанные с помощью букв латинского и греческого алфавита. (Например, abiturient, ατομοζ, ηλεκτρο)

Задание 2: Прочитайте формулы F трения =μ·N F упругости =k·Δx F тяжести =m·g

Какая физическая величина обозначена буквой F?

Домашнее задание поискового характера у некоторых учеников может потребовать больше времени на выполнение. Поэтому наказывать тех, кто не успел выполнить задание к следующему уроку, не имеет смысла. Лучше дать им дополнительное время и подсказать, где можно найти нужную информацию.

2. Изучение нового материала, работа в тетради.

Сегодня на уроке мы приступим к измерениям физических величин. Вы уже знаете, что для этого используются измерительные приборы. На столе выставлены различные измерительные приборы. Чем они похожи друг на друга? У всех этих приборов есть шкала, и они называются шкальными приборами. В последнее время все больше появляется цифровых измерительных приборов, у которых нет шкалы, а результат измерения появляется на экране (демонстрируются цифровые приборы).

Познакомимся со шкалой приборов на примере измерительного цилиндра (мензурки) – прибора для измерения объема жидкости (рис 1.26, стр. 34). Шкала разделена штрихами на промежутки – деления . Штрихи на шкале разной длины. Возле более длинных отметок стоят цифры. Чтобы измерить объем жидкости, налитой в мензурку, надо узнать, сколько мл содержится в одном делении, т.е. цену деления. Кто-нибудь сможет это сделать? Как удалось узнать цену деления? (обсуждается алгоритм определения цены деления) Можно ли этот алгоритм записать в виде формулы? Обозначим буквой C – цену деления, A и B – соседние числа на шкале, N – число делений между ними. Тогда формула примет вид:

Упражнение 1. Пользуясь формулой, определите цену деления шкалы, изображенной на рис 1.26, 1.27 (первое вычисление – с обсуждением, второе – самостоятельно).

Какова единица измерения цены деления мензурки? (см 3 /дел) Что показывает цена деления? (сколько см 3 содержится в одном делении)

Теперь мы узнали цену деления шкалы мензурки. Как измерить объем налитой в мензурке жидкости? Посмотрите на рисунок: жидкость поднялась выше штриха с отметкой 10 на одно деление. Значит, ее объем составляет 10+ 1 на цену деления.

Упражнение 2. Определите объем жидкости в мензурках, изображенных на рисунках.

Обратите внимание, на одном из рисунков уровень жидкости немного не доходит до штриха на шкале. Как быть в этом случае? При измерении некоторого объема жидкости с помощью данной мензурки результат должен получаться однозначный. Нельзя допускать вольных толкований. Поэтому существует правило - запишите его в тетрадь – отсчет ведется только по штрихам!

Из-за того, что штрихи на шкале не могут располагаться слишком близко друг к другу, а указатель прибора может оказаться между штрихами, появляется погрешность отсчета по шкале прибора. Максимальное значение погрешности отсчета по шкале составляет половину цены деления шкалы прибора. Погрешность можно выразить формулой

Упражнение 3. Определите погрешность отсчета по шкале для мензурок, изображенных на рисунках.1.26, 1.27.

Нам осталось записать результат измерения так, чтобы было ясно, с какой погрешностью оно сделано. Принято записывать результаты измерений в виде: A=a±h, где А- измеряемая величина, а – ее значение, h – погрешность. Это означает, что истинное значение измеряемой величины не больше а+h и не меньше а-h.

Упражнение 4: Запишите результат измерения объема с учетом погрешности. Что означает этот результат?

    Закрепление изученного материала.

Задание: Определите цену деления линейки, измерьте длину тетради, запишите результат с учетом погрешности.

Можно ли, пользуясь вашими линейками измерить длину комнаты? Какую наибольшую длину можно измерить вашей линейкой? Какой наибольший объем можно измерить мензурками, изображенными на рисунках 1.26, 1.27?

Объект – шкала прибора, определение цены деления.

При выполнении упражнений ученики в тетрадях записывают образец оформления подобных заданий, поэтому формат записи следует обсудить отдельно.

Вы убедились, что каждый измерительный прибор имеет предел измерения. Каким же измерительным прибором можно измерить Землю? Уже в IV в. до н.э. древнегреческие ученые пришли к выводу, что Земля имеет форму шара, а живший в Египте Эратосфен (276 – 194 гг. до н.э.) смог определить длину окружности земного шара. Как же ему удалось это сделать?

Обратимся к учебнику. Откройте § 1.12 на стр.45. Давайте вместе прочитаем текст параграфа, который называется «Как измерили радиус Земли?» (текст здесь не приводится)

Какую физическую величину измерил Эратосфен, чтобы определить длину окружности земного шара? (зенитное расстояние)

Какова единица измерения этой величины? (градус)

Каким прибором воспользовался Эратосфен? (скафис)

Чему оказалось равно зенитное расстояние Солнца? (7,2 о)

Чему равна цена деления скафиса, изображенного на рисунке 1.31 на стр.46? (2 о)

Можно ли с помощью скафиса, изображенного в учебнике получить результат измерения такой, какой получил Эратосфен? (нет, отсчет можно вести только по штрихам)

Чем отличалась шкала прибора Эратосфена от изображенного на рисунке? (ценой деления)

Объект – текст параграфа. Текст достаточно большой по объему и достаточно сложен для понимания. Можно организовать чтение текста учениками вслух по цепочке, делая по ходу пояснения. ВведениеДокумент

Содержимому веществу» . Что касается... одно явление в субъект, а другое явление в... логики изучают идеальный... физике , то необходимо сказать, что отношения свободного падения различных физических тел ... конце введения и в конце данной работы в “Приложении 1”. ...

  • Бореев георгий – сознательные выходы из тела девять практических методов техники достижения физического бессмертия

    Документ

    ... уроках в школе, даже не подозревая, что ... физическое тело . Тело - это один из биороботов живого Духа, которым он исследует и изучает законы физического ... явлениями ... приложенный к... вещества , это вид потока сознания, текущий обратно к физическому телу ... введением ...

  • Цели урока:

    • Дать понятие о предмете физики.
    • Создать представление о первичных понятиях в физике (тело, вещество, явление).
    • Сформулировать цели изучения явлений природы.
    • Выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой.
    • Ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений.
    • Пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.

    Оборудование: три линейки из разного материала, наклонный желоб, стальной шарик, штатив; пружина, набор грузов; электрическая лампочка на подставке электрофорная машина, электрический звонок, зеркало, детская машинка.

    Ход урока

    Организационный момент

    Объяснение нового материала

    Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки – физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником.

    А ведь не очень давно люди ездили в тарантасах, запряженных лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о различных волшебствах. Гусли-самогуды, ковер-самолет, топор-саморуб? вот предметы сказочных мечтаний. Вспомните, в сказке А.С.Пушкина звездочет и мудрец, подаривший царю Додону чудесного петушка, заверял его:

    Петушок мой золотой
    Будет верный сторож твой:
    Коль кругом все будет мирно,
    Так сидеть он будет смирно;
    Но лишь чуть со стороны
    Ожидать тебе войны,
    Иль набега силы бранной,
    Иль другой беды незваной,
    Вмиг тогда мой петушок
    Приподымет гребешок,
    Закричит и встрепенется
    И в то место обернется.

    И вот мечта сбылась. Современные радиолокационные установки куда лучше золотого петушка. Они позволяют мгновенно и точно обнаружить в небе самолеты, ракеты и другие объекты.

    Как о чуде говорится в сказке Ершова “Конек-горбунок” о холодном свете:

    Огонек горит светлее,
    Горбунок бежит скорее.
    Вот уж он перед огнем.
    Светит поле словно днем.
    Чудный свет кругом струится,
    Но не греет, не дымится.
    Диву дался тут Иван,
    “Что, - сказал он, - за шайтан!
    Шапок с пять найдется свету,
    А тепла и дыму нету.
    Эко чудо-огонек...”

    И вот чудо-огонек в виде ламп дневного света проник в наш быт. Он радует людей на улицах, в магазинах, в учреждениях, в метро, в школах, на предприятиях.

    Да, сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в магнитофон. Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров-саморубов. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Наши ракеты выводят на орбиты искусственные спутники Земли и космические корабли с космонавтами на борту. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.

    Трудно было человеку миллионы лет назад,
    Он совсем не знал природы,
    Слепо верил в чудеса,
    Он всего, всего боялся.
    И не знал, как объяснить
    Бурю, гром, землетрясенье,
    Трудно было ему жить.

    И решил он, что ж бояться,
    Лучше просто все узнать.
    Самому во все вмешаться,
    Людям правду рассказать.
    Создал он земли науку,
    Кратко "физикой" назвал.
    Под названьем тем коротким
    Он природу распознал.

    "Физика" – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, "природа".

    Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, которая дает возможность понять современную технику и развивать ее дальше, является физика. Знания физики необходимы не только ученым и изобретателям. Без них не может обойтись ни агроном, ни рабочий, ни врач. Каждому из вас они тоже потребуются не раз, а многим, может быть, доведется сделать новые открытия и изобретения. То, что сделано трудом многих ученых и изобретателей – великолепно. Имена многих из них вы уже слышали: Аристотель, М. Ломоносов, Н. Коперник и многие другие. Но впереди еще много нерешенных задач: надо поставить на службу человеку тепло и свет Солнца, научиться безошибочно предсказывать погоду, предсказывать стихийные бедствия, надо проникнуть на огромные океанские и земные глубины, надо разведать и освоить другие планеты и звездные миры и многое другое, чего нет даже в сказках.

    Но для этого надо прежде всего усвоить то, что добыто, в частности, овладеть знаниями по физике. Физика – интереснейшая наука. Ее надо изучать с большим вниманием, доходить до самой сути. Однако не рассчитывайте на легкий успех. Наука – не развлечение, не все будет весело и занимательно. Она требует настойчивого труда.

    Получив некие знания, человек сформулировал закон, использовал в своей жизнедеятельности изученное явление, создал приборы и машины, прочие вспомогательные орудия, с помощью которых он может успешнее и совершеннее изучать и глубже описывать другие явления. Процесс изучения физики можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.

    Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления , понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.

    Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что физическое тело – это любой предмет подлежащий рассмотрению в физике.

    Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)

    Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках?

    Класс. Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.

    Учитель . Какой можно сделать вывод?

    Класс. Тела могут различаться веществом.

    Учитель. Что такое вещество?

    Класс. Это то, из чего состоит физическое тело.

    Учитель. Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)

    Вещество – это один из видов материи.

    Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания.

    Материя – вещество, поле.

    Любой материальный предмет состоит из вещества. Мы можем его потрогать и увидеть. Сложнее с полем – мы можем констатировать последствия его действия на нас, но не можем увидеть. Например существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, но благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с нее, несмотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/с, измерить его мы пока не можем. А вот электромагнитное поле человека не только можно ощущать по последствиям его воздействия, но и изменять.

    В природе с телами происходят различные изменения. Они называются явлениями. Физическими явлениями называется . различные изменения, происходящие с физическими телами.

    Какие физические явления вы наблюдали? (Учащиеся приводят примеры.)

    Все явления делятся на несколько видов: механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые. Рассмотрим их на конкретных примерах и опытах. (Демонстрируются некоторые виды явлений.)

    А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”

    – Можно наблюдать за явлением, что мы и делали на уроке.

    – Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы. Назовем некоторые из них: часы, линейка, вольтметр,

    – Можно применять математические знания

    – Обязательно нужно делать обобщения

    Закрепление материала

    Задача 1 . Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас.

    Задача 2. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Да.)

    Задача 3. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет.)

    Задача 4. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (И физики и другие ученые назовут действия хулиганством. Но с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты) .

    Запись домашнего задания § 1 ? 3. Ответить на вопросы.