Пацаны, а правда, что никто в детстве не играл в бабки?!? И даже не знаете, что это за игра?

Тут известный путешественник, не менее известный фотограф, да и просто хороший человек muph , вчера написал про Казахстан, где показал фотографию с казахской «бабкой» и написал, что, мол, сказать в каком веке в нее играли последний раз, он не может.

Я так скажу, что в XX веке, всего несколько десятков лет назад, в моем дворе это была одна из самых популярных дворовых игр. Двор, кстати, самый обычный, среди панельных пятиэтажек. А правила, особенности и всякие нюансы мне объяснил отец, который тоже, в свое время, разбивал кон одним броском плитки…

2. Бабка – это одна из костей предплюсны, формирующая нижнюю часть голеностопного сустава посредством соединения с больше и малоберцовой костями кость из ноги коровы. Бабка из ноги быка или огромной коровы была больше обычной раза в полтора и называлась «панок». Один «панок» считался за две «бабки». На фото задний ряд – панки, второй ряд – бабки, а первый – какие-то, не имеющие отношения к рассказу, пробки:

3. Правила были следующие – бабки устанавливались на кон, то есть выстраивались в одну линию. Были еще варианты выстраивать из бабок разные фигуры или ставить их в два ряда, но мы всегда ставили в одну линию.

У игрока были «плитки» - металлические фиговины, которыми нужно было в дальнейшем сбивать шеренгу бабок на кону. Плитки были самые разные – от банальных кусков арматуры, до полированных вручную, плоских «чибышей». Были плитки «счастливые» и «проходные», были «бронзячки» и «катуши»…

4. Сколько плиток игрока участвовало в игре, столько бабок и ставил он на кон. Если игроков было очень много, то кон могли ограничить в размерах. Дальше игроки метали плитки – чем дальше метнешь плитку от кона, тем раньше будешь пытаться его сбить. Чья плитка дальше всего от кона, тот и кидает первый, с того места, где лежит плитка.

Были целые стратегии метания плиток – меткие «чибыши» и наиболее удобные плитки метались дальше всего. Дурацкие «катуши» - плитки из прутков, которые плашмя катались по асфальту – метались близко и ими буквально сгребались остатки кона, если, конечно, доходила очередь. Дальше все очень просто – все, что сбил, твое:)

Секрет невероятной популярности игры очень прост – она была азартная. В прямом смысле, бабка стоила 1 копейку, а панок, соответственно, 2 копейки. Мало того, рядом с большим коном, рисовался мелом маленький, где отдельно стояла денежная бабка. Тот, у кого не было бабок или тот, кто проигрался в пух и прах, мог играть на настоящие деньги, которые клал под эту денежную бабку. Кто сбивал денежную бабку, тот и забирал деньги, что были под ней.

Был еще вариант игры «по-старому», когда к цене голой бабки добавлялась еще цена различных украшательств. Выглядело это следующим образом – покрасил бабку, добавил к цене 1 копейку. Втихаря покрыл дефицитным маминым лаком для ногтей, добавил еще копейку. Просверлил дырку и залил свинцом – еще копейку. По-старому играть никто не хотел. Особенно те, у кого мамы не красили ногти, а у пап не было сверла:)

Во времена расцвета моей меткости и до тех пор, пока мелюзга еще соглашалась со мной играть, у меня был с десяток козырных плиток и бабок – целый мешок из-под второй обуви:)

P.S. Что, и свинец не плавили? И в ножички не играли?

Мурзилка, 1936 год, №6

Бабки - правила игры

Одна из самых любимых народных забав. Сохранилось свидетельство, что любили играть в бабки Петр I, Суворов, Пушкин. Популярность игры объясняется не только азартностью, спортивностью, но и тем, что добыть атрибутику игры не составляло в старой деревне никакого труда.

Бабки приготавливаются из подкопытных костей; их обваривают в горячей воде, а самую большую, тяжелую, наливают свинцом: это — битка. Каждый игрок приходит на игру со своим запасом бабок и со своей биткой. В результате игры он может либо проиграть все свои запасы, либо пополнить их, став обладателем целого состояния из мослов. Случалось, что бабками и особенно битками торговали. Но играли все же не ради наживы, а ради спортивного интереса. Доказательством этому служит то, что играли не только один на один, но и командами: битки были у каждого свои, а бабки «коллективизировались».

Играли так. В определенном месте выстраивали в один ряд бабки, их количество заранее оговаривали. Одинаковое количество бабок выставлялось с той и другой стороны — будь соперники индивидуальные или коллективные.

Стоящие попарно бабки называются гнездом, а все гнездо коном. Мечта каждого игрока — одним ударом выбить гнездо, а то и два. Определяли расстояние, с которого полагалось бить: обычно это 7—8 метров; выбившие половину бабок перемещались на другую линию боя — на 2—3 метра вперед.

Потом решали, в какой очередности бить, т. е. бросать битки по бабкам. С этой целью — с одного места и в одном направлении — бросали битки: кто дальше всех забросит — тому начинать, кто поближе — тому быть вторым и т. д

Каждому по очереди разрешался один бросок. Выбитые из кона бабки считались выигранными — сколько выбьешь, столько и выиграешь; не попадешь — значит, не только не выиграешь, но и проиграешь те бабки, которые поставил из своего кармана.

Когда выбьют весь кон, подсчитывают трофеи и потери и выставляют новый ряд бабок — все поровну. У кого не окажется нужного количества бабок, тот выбывает из игры: он — банкрот. И так играют до тех пор, пока кто-то не соберет все бабки в свой карман (если играли на один кон) или в общий котел одной команды (если играли двумя коллективами).


Игра в ба́бки (в ко́зны) — старинная народная игра, которой обязаны своим происхождением современные игральные кости. Игровой процесс заключается в ловкости бросания косточек («бабок») давших название игре.

У игры существует большое количество вариантов, которые были придуманы в разные времена, в разных странах и в которых используются разные игровые предметы (в основном небольшие кости ног копытных животных).

В качестве бабок использовались либо таранная кость надкопытного сустава животных (коров, овец, коз, диких животных), либо их первый сустав или фаланг пальца (лат. phalanx рrimа), либо их пястные кости.

Четырёхгранная форма бабок стала первой формой игральной кости в истории, а используемый материал для изготовления дал название, которое применяется до сих пор — «кость». В исторических летописях часто путают игру в кости и игру в бабки, но каждая из них прошла самостоятельный путь из древних времён и до сих пор пользуется популярностью.

В российском варианте игры, как правило, использовались коровьи таранные кости. В бабку, которой били, могли заливать свинец, и тогда она носила название «литок» или «свинчатка».

Современный настольный вариант игры использует пластиковые или металлические шестиконечные «ежи» (звёзды) и резиновый мяч.

Были найдены древнеегипетские фигурки и рисунки на камнях, изображающие людей или богов, кидающих бабки. Последние были также обнаружены в раскопках доисторических стоянок человека.

В Древнем Риме игра называлась словом лат. tali.

Разновидности игры

Кон, катошки и другое; в них бабки расставляются различными способами.

П.с. Я так понимаю, современные выражения, где "бабки" означают деньги от этой игры и пошло? Проиграл бабки, кинул на бабки, остался без бабок и так далее.

Как-то вспоминали с вами детские игры в СССР. Много всего вспомнили. Но игру в бабки, вроде, никто не упомянул. А популярная игра когда-то была. Одна из самых любимых народных забав. Сохранилось свидетельство, что любили играть в бабки Петр I, Суворов, Пушкин. Популярность игры объясняется не только азартностью, спортивностью, но и тем, что добыть атрибутику игры не составляло никакого труда.

Игра в бабки. (В.Е. Маковский)


Бабки приготавливаются из подкопытных костей. Их обваривают в горячей воде, а самую большую, тяжелую, наливают свинцом: это — битка. Каждый игрок приходит на игру со своим запасом бабок и со своей биткой. В результате игры он может либо проиграть все свои запасы, либо пополнить их, став обладателем целого состояния из мослов. Случалось, что бабками и особенно битками торговали. Но играли все же не ради наживы, а ради спортивного интереса. Доказательством этому служит то, что играли не только один на один, но и командами: битки были у каждого свои, а бабки «коллективизировались».

Часто Суворов играл в бабки с ребятишками.

Играли так. В определенном месте выстраивали в один ряд бабки, их количество заранее оговаривали. Одинаковое количество бабок выставлялось с той и другой стороны — будь соперники индивидуальные или коллективные.

Игра в бабки в деревне, 1890.

Стоящие попарно бабки называются гнездом, а все гнездо коном. Мечта каждого игрока — одним ударом выбить гнездо, а то и два. Определяли расстояние, с которого полагалось бить, обычно это 7—8 метров. Выбившие половину бабок перемещались на другую линию боя — на 2—3 метра вперед.

Фото кон. 1890-х - нач. 1900-х гг. П. Левинского. Дети играют в бабки.

Потом решали, в какой очередности бить, т. е. бросать битки по бабкам. С этой целью — с одного места и в одном направлении — бросали битки: кто дальше всех забросит — тому начинать, кто поближе — тому быть вторым и т. д
Каждому по очереди разрешался один бросок. Выбитые из кона бабки считались выигранными — сколько выбьешь, столько и выиграешь. Не попадешь — значит, не только не выиграешь, но и проиграешь те бабки, которые поставил из своего кармана.

Когда выбьют весь кон, подсчитывают трофеи и потери и выставляют новый ряд бабок — все поровну. У кого не окажется нужного количества бабок, тот выбывает из игры: он — банкрот. И так играют до тех пор, пока кто-то не соберет все бабки в свой карман (если играли на один кон) или в общий котел одной команды (если играли двумя коллективами).

См.также:

В Музее Русских Забав под открытым небом, созданном специально для возрождения русской народной игры, краеведами собраны игры, в которые вятские крестьяне играли век и более назад. Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них:

Малечина-калечина

Малечина-калечина — старинная народная игра. Игра состоит в том, что палочку ставят вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (нельзя поддерживать палку другой рукой) и, обращаясь к малечине, проговаривают речитативом стишок:

«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три...»

Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палка покачнулась, ее подхватывают второй рукой, не допуская, чтобы она упала. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал.

Бабки

На Руси «Бабки» были широко распространены уже в VI-VIII вв. и являлись любимой игрой. Для игры берутся бабки - специально обработанные кости суставов ног коров, свиней, овец. У русских в наибольшем почете коровьи бабки: они более крупные и в них можно попасть с большого расстояния. У каждого игрока должна быть своя бита и 3-10 бабок. В качестве биты берется наиболее крупная и увесистая бабка (внутреннюю полость ее часто заливают свинцом или оловом). Сами игры бабки разделяются на бесчисленные виды. Вот пример одного из них. Игроки ставят на ровном месте по гнезду на битку. Потом определяют условное расстояние - коны. Кому прежде начинать игру - бить и кому после, о том мечут жеребьи. Игроки, становясь на черту, бьют битками по старшинству. Если сшибут бабки, на кону стоящие, то их считают своим выигрышем. Когда они все пробьют, тогда каждый переходит за кон к своим биткам и бьет с того места, где лежит его биток; чья далее лежит, тот прежде начинает и бить, а остальные доканчивают игру по расстоянию своих битков.

Веревочка

Веревочка — старинная свадебная игра, увеселяет на сговорах людей женатых и семейных, на посиделках и молодечнике девушек, одних, без мужчин. Но это бывало прежде; ныне забавляются веревочкою без разбора все свадебные сговорщики. Сваха вносит в горницу веревочку, концы которой сват или дружка завязывают одним узлом. Игроки хватаются за эту веревку обеими руками, составляя из себя круг около ее. В средину круга становится сват или сваха для зачину. Обходя кругом всех, сваха — кому говорит красное словцо, кому поет присказку или завидит сказку, стараясь высказать в ней характеры сговорщиков. Ее словам, хотя иногда довольно обидным, отвечают похвалою, улыбкою и добрым молодечеством. Круговой — так называют свата, стоящего в средине игроков — среди россказней, замечает: кто смотрит по сторонам, и, подкараулив, тотчас бьет его по руке. Оплошный становится в круг, при всеобщем смехе, и заводит свои россказни. Иногда, вместо побасенок, игроки поют свадебные песни.

Репка

Забава по мотивам русской народной сказки «Репка». Все играющие встают друг за другом, обхватив предыдущего вокруг пояса. Первый игрок обхватывает небольшой ствол дерева или столб. «Дед» начинает тянуть последнего играющего, стараясь оторвать его от остальных. Есть и другой вариант игры: Игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника.

Забава «Вишенка»

Эта забава предназначена для молодых парней и девушек на выданье. Все становятся плечом к плечу в две шеренги друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки (или чуть ближе). Участники выставляют перед собой руки на уровне чуть выше пояса ладонями вверх или сцепляют руки в замок для более крепкого соединения. Получается коридор. Доброволец (вишенка), разбегается и рыбкой прыгает на руки в начале коридора. Задача прокидать вишенку до конца коридора. Вишенка должен вытянуть руки вперед и держать ноги вместе. Коридор должен немного присесть и одновременно с криком «Ээээ-х» подбрасывать вишенку вверх и вперед по коридору. Главное здесь побольше разбежаться и повыше да подальше полететь, а после этого руки товарищей добросят игрока до девушки, которую нужно поцеловать. После переката по волнам из рук на пару десятков метров поцелуй получается очень чувственным. Главное в игре - вовремя затормозить, а то пролетишь нужный адресат.

Горелки

Старинная русская забава. В Горелки играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту. «Холостые парни и девицы устанавливаются парами в длинный ряд, а один из молодцев, которому по жребию достается гореть, становится впереди всех и произносит:

— «Горю, горю пень!»

— «Чего ты горишь?» - спрашивает девичий голос.

— «Красной девицы хочу».

— «Какой?»

— «Тебя, молодой!»

При этих словах одна пара разбегается в разные стороны, стараясь снова сойтись друг с дружкою и схватиться руками; а который горел - тот бросается ловить себе подругу. Если ему удастся поймать девушку прежде, чем она сойдется со своей парою, то они становятся в ряд, а оставшийся одиноким заступает его место. Если же не удастся поймать, то он продолжает гоняться за другими парами, которые, после тех же вопросов и ответов, бегают по очереди». А.Н.Афанасьев

Ручеек

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная. Играющие встают друг за другом парами, обычно юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

Кубарь

В Древней Руси игры с кубарем были одними из самых распространенных. Уже в X в. кубарь имел настолько совершенную форму, что она почти не менялась до наших дней. Простейшие кубари вытесывались топором и ножом из деревянного цилиндра путем стесывания его нижнего конца до формы конуса. Обязательной принадлежностью игр с кубарем является кнутик (веревочка на короткой палке) или просто веревочка, с помощью которых кубарь раскручивается до быстрого и устойчивого вращения. Кубарь запускается по-разному. Иногда его раскручивают между ладонями, а чаще накручивают на кубарь веревочку и с силой дергают за ее конец. Это придает кубарю вращательное движение, которое затем можно поддерживать, подхлестывая кубарь кнутиком или веревочкой. Кубарь при этом не падает, а только слегка подпрыгивает «как живой» и начинает вращаться еще быстрее, продвигаясь постепенно в определенном направлении. Умелые игроки соревнуются, гоняя кубарь по условленному направлению, часто извилистому, лавируя между различными преградами или преодолевая препятствие.

Чижик

Чижик — игра детская, веселит детей удачно и печалит нечаянными побоями. Старший из детей очерчивает на земле мелом или острой палочкой квадрат - «клетку», в ее середине устанавливает камень, на который кладет палочку - «чижик». Все по очереди подходят к «клетке» с другой длинной палкой и бьют по «чижику», который от удара подлетает вверх. Тогда другие игроки бьют «чижика» на лету, стараясь загнать его в обратно в «клетку». Игра продолжается дотоле, пока явится кто-нибудь из игроков с разбитым лицом и с криком начинает доискиваться виноватого. Но так как побои скоро забываются детьми, то игра Чижик скоро возобновляется.

Заря

Игроки встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - «заря» ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

Петушки

Мальчишки любят задираться, толкаться, даже драться, - словом, петушиться. Но настоящие мальчишеские бои проводились не как-нибудь, а по правилам. Для игры очерчивали небольшой круг, и двое игроков становились в его центр. Правила были строгие - руки у парней отведены за спину, на двух ногах стоять нельзя, только на одной ноге прыгай. Парням можно было толкаться плечами, грудью, спиной, но не головой и не руками. Если тебе удалось толкнуть соперника так, что он ступил на землю второй ногой или выпрыгнул за границу круга, ты победил.

Оплеухи

Старая добрая забава для парней. На лавку напротив друг друга садятся два молодца, скрестив ноги под лавкой, и наносят друг другу «оплеухи». Узкая лавка и скрещенные ноги мешают наносить сильные удары напряженной рукой. Раз один из парней попытался ударить посильней, да еще и кулаком, что против правил, но ему же стало хуже - он стал жертвой собственной непогашенной инерции и узкой скамейки и полетел на землю.

Бой мешками

Двое добрых молодцев встают или садятся на бревно, в руки берут по мешку и по команде начинают бить соперника мешком, стараясь сбросить его с бревна на землю. Для сложности можно одну руку держать плотно прижатой к пояснице, а действовать другой рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

Катание по шестам

Эта народная зимняя забава когда-то была широко распространена в губерниях России. На склоне горы или бугра кладется под уклон параллельно друг другу на расстоянии около 1 метра два ровных, гладко обструганных шеста (жерди) длиной 15-20 м. Получаются два гладких рельса, по которым можно скатиться с горы. Шесты неоднократно поливают водой, чтобы они прочно вымерзли и стали скользкими. Желающий прокатиться по шестам подбирает себе напарника схожего по росту и весу. Напарники встают на шесты лицом друг к другу, поддерживая один другого руками за плечи или талию. Впрочем, способы могут быть самые разные, лишь бы устоять при быстром скольжении вниз. Согласованность действий, умение удерживать равновесие, изобретательность, смелость позволяют некоторым прокатиться в самых удалых и комических позах.

Люлька

Для этой забавы нужна веревка длиной 2-3 метра. Веревку держат двое, а можно один из концов привязать к дереву. Веревку не крутят, а лишь раскачивают над землей на разной высоте - от 10 сантиметров и выше. Парни и девушки по одному (или парами) разбегаются и перепрыгивают через раскачиваемую веревку или же начинают прыгать разными способами: с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещенными ногами, с поворотом при прыжке и т. д. Прыгают, пока не совершат ошибки. Допустивший ошибку сменяет одного из качающих веревку. Ошибкой считается не только неудачный прыжок, но и любое задевание веревки.

Бирюльки

Бирюльки — это небольшие соломинки (или палочки - деревянные, камышовые, костяные или из любого другого, даже искусственного материала) сантиметров в 10 длиной, а числом от шестидесяти до ста. Пучок бросают на стол, или любую ровную поверхность, так, что бирюльки ложатся в хаотичном беспорядке одна на другую и рядом. Играющие участники забавы строго поочередно снимают их по одной - как удобнее: пальцами или специальным проволочным крючком, насаженным на палочку. Кто чуть только пошевелит соседнюю бирюльку, сразу передает крючок следующему игроку. Так продолжают, пока не разберут полностью всю кучу. Выигрывает тот участник, у кого накопилось самое большее число безупречно снятых бирюлек. К некоторым бирюлькам приделывают головки, называя их: король, генерал, полковник и т. д.; можно также придать палочкам вид копья, ножа, пилы, лопаты и т. п. За такие особые бирюльки начисляют большее число очков.

Жмурки

Водящего игрока называют «жмуркой».

Жмурке завязывают глаза (обычно шарфиком или платком). Раскручивают его и после спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Лови мышей, а не нас.

После этого игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Жмурка должен поймать любого другого игрока и опознать. В случае успеха, пойманный становиться жмуркой. Игрокам можно бегать, застывать на одном месте, «дразнить» водящего, чтобы обратить на себя его внимание и, может быть, таким образом спасти того игрока, к которому водящий или «жмурка» подошел слишком близко.

Бубенцы

Это старая русская игра. Играющие встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза. Все остальные поют:

Тpынцы-бpынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов игрок с завязанными глазами должен по звуку бубенца поймать увертывающегося от него участника. Когда участник с бубенцом пойман, он становится водящим, а второй игрок становится в общий круг.

Золотые ворота

В этой игре двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Получаются «ворота». Остальные встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. А «ворота» в это время произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те игроки, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все игроки становятся «воротами».

Гуси-лебеди

Выбрав двух или одного волка, в зависимости от количества играющих, выбирают вожака, того, который начинает игру. Все остальные становятся гусями. Вожак становится на одном конце площадки, гуси - на другом, а волки в стороне прячутся. Вожак похаживает, поглядывает, и, заметив волков, бежит на свое место, хлопает руками и кричит:

— Гуси-лебеди, домой!

— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

— А чего волкам надо?

— Серых гусей щипать да косточки глодать!

После этих слов гуси должны успеть добежать к вожаку, пока их не сцапали волки. Пойманные гуси выходят из игры, а оставшиеся игроки повторяют игру снова до тех пор, пока волки не переловят всех гусей.

Катание пасхальных яиц

Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков. На ровной площадке устанавливается дорожка (также называемая катком или лотком), представляющая собой желоб, изготовленный из картона или дерева, в торце которого выкладывают крашеные яйца, а также игрушки и прочие безделушки. Дорожка может быть наклонной, а форма ее варьируется. Иногда обходятся без специальной дорожки, яйца при этом катают по полу или по траве. Каждый игрок катит своё яйцо по дорожке. Если он попадет в какой-то из предметов, этот предмет выигран. Если же яйцо не задевает никакой предмет, его оставляют на площадке, и оно может достаться другому игроку в качестве приза.

Слон

Слон — старинная русская игра, которую особенно любят мальчики, так как игра выявляет самых сильных и выносливых. Игроки делятся на две равные по силам и по числу участников команды. Одна из команд - слон, другая запрыгивает на него. Самый крепкий и сильный игрок становится впереди лицом к стене, опираясь о нее, согнувшись и опустив голову. Следующий участник обхватывает его за пояс и прячет голову, за ним третий, четвертый и так далее. Они должны крепко держаться друг за друга, изображая слона. Участники другой команды по очереди разбегаются и запрыгивают на спину слона так, чтобы сесть верхом как можно дальше вперед, оставив место для следующих. Задача играющих - всей командой остаться на слоне и не свалиться в течение 10 секунд. После этого участники команд меняются ролями.

Целуй, девка, молодца

Для игры потребуется много участников — девушек и парней. Играющие встают в круг, а кто-то один становится в центр. Затем все начинают двигаться: круг вращается в одну сторону, тот, кто в центре, в другую. Игрок в центре вращается с закрытыми глазами и вытянутой впереди себя рукой. Все напевают:

Шла матрешка по дорожке,

Потеряла две сережки,

Две сережки, два кольца,

Целуй, девка, молодца.

С последними словами все останавливаются. Игрок, на которого указывает рука ведущего выходит в центр. Игроки становятся друг к другу спиной и на счет «три» поворачивают голову налево или направо; если стороны совпадают, то счастливчики целуются!

Заводила

Сначала все игроки становятся в круг лицом к центру. Водящий отходит в сторону от игроков, которые, в свою очередь, выбирают «заводилу». «Заводила» показывает всем остальным игрокам различные движения, а игроки повторяют эти движения, не отставая от «заводилы». Водящий должен отгадать, кто является «заводилой». Если после 20 секунд ему это не удается, водящий выбывает из игры, а игроки выбирают себе нового водящего.

Колечко-колечко

Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Остальные держат свои ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.

), прописалась в журнале не шутки ради. Народные игры помогают лучше понять далекое время и населявших его наших предков. Сегодня играем в бабки!

История возникновения этой увлекательной игры сокрыта во тьме тысячелетий. В Египте археологи при раскопках часто находят в слоях, относящихся к временам фараонов, таблички и камни с изображением богов и людей, бросающих бабки. Зафиксирована игра и в древнегреческих мифах. А на Руси в бабки стали играть еще в домонгольский период, есть сведения, что игра была популярной уже в VI-VIII веках.

Вполне вероятно, что и Рюрик азартно бросал кости в Старой Ладоге...

От игры в бабки был в восторге Александр Сергеевич Пушкин. И даже посвятил ей стихотворение - "На статую играющего в бабки". А вдохновила поэта выставка в Императорской Академии художеств в сентябре 1836 года. Увидев работу молодого скульптора Николая Пименова "Парень, играющий в бабки", Пушкин сказал: "Слава Богу, наконец, и скульптура на Руси явилась народною". И, как позже вспоминал скульптор, тут же набросал в записной книжке:

Юноша трижды шагнул,
наклонился, рукой о колено
бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился...
Прочь! Раздайся, народ любопытный,
врозь расступись; не мешай русской
удалой игре".

И в "Капитанской дочке", в шестой главе, описывая действия защитников Белогорской крепости, в страхе ожидающих пугачевского штурма, Александр Сергеевич вспомнил о любимой игре и нашел выразительную деталь: "На другой день, возвращаясь от обедни, она ("комендантша Василиса Егоровна". - Ред.) увидела Ивана Игнатьича, который вытаскивал из пушки тряпички, камушки, щепки, бабки и сор всякого рода, запиханный в нее ребятишками".

В 1870 году художник Владимир Маковский, знаток и большой любитель народных игр, написал картину "Игра в бабки", и она стала первой его картиной, тут же купленной П. М. Третьяковым для ныне всемирно известной галереи.

Ну, а в Современном Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907) разъясняется неожиданное название игры: "Бабка (phalanx рrimа) - есть первый сустав или фаланг пальца жвачных животных (быка, овцы, козы и проч.). Эта кость служит для игры "в бабки", которая распространена между детьми простонародья по всей России, как в деревнях, так и в городах".

Правила игры

Существуют десятки вариантов игры. Но все они подчинены основной задаче - сбить битком бабку, стоящую на линии кона. Бабку, тот самый по Брокгаузу-Ефрону надкопытный сустав, обычно находили среди костей после варки студня. Когда в деревнях начинался массовый забой скота, подростки запасались бабками впрок. Биток же делали из наиболее крупной бабки, которую для веса еще и заливали свинцом.

Играющие делятся на две команды, скажем, по 3-4 человека. Перед каждой командой за линией кона в определенном порядке и последовательности расставляют фигуры из бабок - "забор" и "гусек".

"Забор" ставится вдоль коновой черты, "гусек" - перпендикулярно ей.

Игроки выбивают бабки с расстояния 2-3 метра.

Бабки можно выбивать и с расстояния 7-8 м, при этом выбившие половину бабок перемешаются на 2-3 м вперед.

Усложняя игру, бьют по кону из различных положений - стоя, с колена, боком. Можно разнообразить и расстановку бабок - поставить их в круг, ромбом, квадратом.

Задача каждой стороны - сбить бабки меньшим количеством битков.

Нюансы

В старину изощренные игроки различали несколько вариантов положения костей после удара. Если бабка падала выпуклой стороной вверх, то в Симбирской, Вятской, Тобольской губерниях это положение давало преимущество в игре. А вот в Тверской, Курской и Астраханской губерниях предпочтение отдавали боковой, широкой и плоской сторонам кости. Почему так сложилось - неизвестно. О вкусах, как говорится, не спорят...

СОВЕТ ИГРОКАМ

Используйте рюхи!

В современных условиях костяные бабки можно с успехом заменить небольшими деревянными чурками, выбрав для битка чурку покрупней и потяжелей (для тяжести в нее можно забить гвоздь). Многие с успехом используют и городошные рюхи.

Впрочем, и сегодня в мясном ряду любого рынка вам обязательно пойдут навстречу, стоит сказать рубщику мяса: нужны кости для игры в бабки.